В Севастополь кинорежиссера Христофора Триандофилова привели эмигрантский вопрос и история русского флота

В городском национально-культурном центре прошла творческая встреча с замечательным кинорежиссером, членом Союза кинематографистов Российской Федерации Христофором Триандофиловым из Москвы. Он является также президентом творческого (греко-русского) объединения «КРОН». Христофор Васильевич рассказал о создании своего документального фильма «Маэстро Одиссей Димитриади». (Это видеофильм о выдающемся дирижере ХХ века, который несколько лет был главным дирижером в Большом театре в Москве, выступал в симфонических оркестрах других стран мира. Сейчас он проживает в Греции (ему 95 лет). А то, что он родом из Сухуми, позволило показать его жизнь на фоне хроникально-документальных событий бывшего Советского Союза). После вечера в национально-культурном центре, общения с представителями греческой диаспоры, Христофор Триандофилов в беседе с нашим корреспондентом рассказал о своем творчестве, поделился ближайшими планами.- Недавно я вернулся из Греции, где подписал договор о создании фильма. Новую ленту я собираюсь посвятить русским эмигрантам, которые в годы революции, будучи совсем детьми, уехали с родителями в Грецию. Это будет полнометражная картина для греческого телевидения под условным названием «Греция — вторая родина». Работа над ней и привела в ваш город. Это фильм о людях, которые в силу исторических причин вынуждены были искать приют в Греции, — рассказывает Христофор Васильевич. — Среди них есть выходцы из Украины — Одессы, Крыма. Я приехал в Севастополь, потому что в вашем городе сохранились памятные для этих людей места, возможно, дома, дворики, где проходило их детство. Пытаясь что-то найти по фотографиям, обрывкам воспоминаний, вместе со своим другом Александром Крыва из Севастополя (кстати, он тоже грек) на машине мы ездим по городу. С этой целью мы побываем и в Евпатории.

Этот фильм — об эмигрантах, об их ностальгии по родным местам. Это щемящее чувство — память детства — не дает покоя особенно сейчас, с приходом старости. Им все кажется, что детство — это светлая, счастливая страна и только, мол, тяжелые обстоятельства разлучили с ней. Но когда человек зрелый приезжает в город, где родился и рос, он нередко испытывает разочарование, потому что действительность далеко не всегда соответствует хранимому в душе образу… Об этом, собственно, и фильм.

Для меня очень важно создавать картины, которые мне интересны как художнику и гражданину. Как правило, я привношу в творчество образовательный элемент, чтобы люди знали о прошлом. Нельзя жить только сегодняшним днем. Так может жить только паразит. Человек богат тем, что он помнит прошлое. Общество должно знать свои корни, историю. Разные судьбы у эмигрантов. Одни оказались в Греции через Францию, другие — через Турцию (Константинополь, вместе с армией Врангеля). Большая работа ведется с документами и фотографиями, которые дают возможность окунуться в ту давнюю атмосферу.

— Есть в Греции Русский дом. Среди его обитателей вы и находите персонажей?

— Действительно, в живописном районе Греции, где горы и море, стоит Русский дом. Там живут престарелые люди, эмигранты из России. Этот дом (для престарелых) необычный. По данным ЮНЕСКО, он занимает первое место в Европе. Над ним шефствует игумен монастыря Проклите архимандрит Тимофей Сакас. Кстати, он родом из Севастополя. Его дед был корабельщиком, строил суда для рыбаков. (К сожалению, «родовое гнездо» не сохранилось). Среди жителей Русского дома есть и те, кого привела в Грецию другая эмигрантская волна. Помните, в истории Севастополя это печально известный 1937 год, когда город освобождали от инородцев (кто имел греческие паспорта), высылая их в Евпаторию, а после немецкой оккупации — в Сибирь, Казахстан. В связи с этими событиями немало греков эмигрировало.

— Другая тема, связанная с Севастополем, которую вы разрабатываете, — это Наваринское сражение. История о том, как русский флот уничтожил турецкий. Откуда такой интерес к русской истории?

— Дело в том, что у греков велась борьба за независимость, но безуспешно. Тогда царь Николай приказал громить турецкий флот. Англичане, видя, что русские могут сами разбить неприятеля, присоединились к сражению. И французы тоже. В результате турецко-египетский флот в Наваринской бухте был уничтожен. И тогда греки уже могли не бояться нападения. Да, это находка для кинорежиссера — рассказать о флагманском корабле «Азов» под командованием адмирала Лазарева. Грекам интересно будет узнать, что именно на этом корабле в мелких чинах служили будущие прославленные адмиралы Нахимов, Истомин, Корнилов. Я хочу показать роль русского флота в освобождении Греции. Компьютерной графикой попытаюсь воссоздать картину сражения (имеется такая техническая возможность). Хотя дорого это обойдется, но, как говорят русские, овчинка выделки стоит. Событие архиважное как для независимости Греции, так и для славы русского флота. Вот две темы, которые меня волнуют и которые привели в Севастополь.

— Спасибо за беседу. Удачи вам в создании фильма.

Другие статьи этого номера