Публикация Е. Юрздицкой в «Славе Севастополя» от 13 августа с.г. «Александринка к нам, увы, не приедет…» и три отклика на статью с таким же общим заголовком, опубликованных в газете чуть позже, вызвали громкий резонанс в театральной среде Севастополя и докатились до коллектива театра имени А.В. Луначарского в виде серьезных обвинений со стороны зрителей.Люди с возмущением приходили в театр, звонили на домашние телефоны многим актерам и, не скрывая раздражения, задавали одни и те же вопросы: как вы могли, где же ваша совесть, люди искусства?! Естественно, что в первую очередь нелицеприятные слова были адресованы генеральному директору и художественному руководителю театра В. Магару.
В чем же «провинился» руководитель нашего коллектива, а значит, и мы все, перед театральной общественностью города? Фабула статьи Юрздицкой и откликов на ее публикацию такова: руководство театра им. А.В. Луначарского сорвало гастроли в Севастополе Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринки) и лишило севастопольцев редкой возможности духовного и нравственного обогащения.
Якобы, несмотря на предварительную договоренность с директором Александринки по организационно-зрительской работе А.Кабановым, алчный В.Магар заломил неимоверно высокую арендную плату. В Санкт-Петербург об этом было сообщено ультимативным письмом. Условия оказались для Александринки неприемлемыми и обидными. Театр драмы отказался от гастролей. По этой же причине, как предположила в газете Юрздицкая, не приехал в этом году в Севастополь и любимый в нашем городе Камерный балет «Москва» под руководством Н. Басина.
А дальше — больше. В каких только смертных грехах не обвинялся Магар в читательских откликах! И ремонт в театре он начал с собственного кабинета, и семейственность в театре развел, и залы на наших спектаклях полупустые, и вообще куда смотрят управление культуры и ответственные лица в городской администрации?
Почему в Севастополе не состоялись гастроли Александринки и Камерного балета «Москва» читателям «Славы Севастополя» лучше всего узнать из двух факсимильных сообщений, которые пришли после публикации «Александринка к нам, увы, не приедет…» А вот выпады газеты в адрес В. Магара и нашего театра в целом не могут не волновать луначарцев.
Первое, что сделал Магар, став руководителем театра, — это не свой кабинет, как настойчиво муссируется в откликах на публикацию, а как раз ремонт туалетов за кулисами и туалетных комнат для зрителей.
А ремонт кабинета, если уж на то пошло, — это подарок командования Черноморского флота к пятидесятилетию В. Магара. Заметим, флотскими строителями отремонтирована не личная квартира директора, а служебное помещение городского театра, которое будет выполнять свои функции долгие годы. Да и должен, на наш взгляд, работать руководитель в нормальных условиях. И кабинет по Станиславскому тоже можно сравнить с вешалкой, поскольку театр — это многогранный, разноплановый организм, куда приходят не только зрители, но и многие другие люди, для которых театр начинается прежде всего с кабинета первого лица.
Мы рады рассказать читателям газеты, что ремонт в театре продолжается. Теперь как новое выглядит и нижнее фойе (где как раз и находятся вешалки). Полностью перестраиваются гримерки на третьем этаже, и в скором времени актеры получат возможность готовиться к спектаклям и отдыхать после работы в комфортабельных помещениях со стеклопакетами на окнах, с нормальным отоплением, душевыми комнатами и горячей водой. Делается многое другое, чтобы наше здание — один из символов Севастополя — имело достойный вид как изнутри, так и снаружи.
В своей публикации Е.Юрздицкая с ностальгией вспоминает старые времена в театре. Мол, они были лучше. Для кого? Мы с содроганием вспоминаем, что было в коллективе четыре-пять лет назад. Люди месяцами не получали и без того скудную заработную плату, а деньги, между тем, в театр поступали. И, наверное, поэтому кадровую работу на посту гендиректора В.Магар начал с увольнений в бухгалтерии.
Что-нибудь изменилось сегодня? С удовлетворением говорим: да! Зарплата уже давно выдается практически день в день, артисты получают премии, надбавки за занятость в репертуаре, за выслугу лет. А молодым актерам организованы бесплатные обеды в буфете театра. Улучшены и жилищные условия труппы. Только в этом году театр получил пять квартир. Причем три из них в «президентском» доме в микрорайоне бyxты Круглой. Это что касается бытовой стороны нашей жизни.
Заметный прорыв сделан и в творчестве. Поэтому нам откровенно горько читать о якобы полупустых залах. Чтобы так убежденно и безапелляционно заявлять, надо хотя бы ознакомиться с бухгалтерскими сводками о продаже билетов. И тогда все сразу станет на свои места. Идет к нам зритель, идет! И зимой, и летом. Хочется этого кому-то или нет.
В прошлом году за выдающиеся достижения в развитии украинского театрального искусства театр им. А.В. Луначарского получил статус академического и на сегодняшний день, по оценкам критиков, является одним из лучших в Украине. В.Магар награжден почетной грамотой «За особые заслуги перед украинским народом» и медалью Верховной Рады. А Министерство культуры и искусств Украины вручило ему Почетный знак «За достижения в развитии культуры и искусства Украины». Кроме этого, В.Магар является заслуженным деятелем искусств АРК и дважды лауреатом Госпремии Крыма.
И это не потому, что Владимир Владимирович — генеральный директор и художественный руководитель нашего коллектива. Награды — не за должность. Награды — за личный вклад Магара в возрождение и развитие театра имени А.В. Луначарского.
Не секрет, что в 2001 году спектакль В. Магара «Маскарад» получил Гран При на Международном театральном фестивале «Классика сегодня». В этом же году «Маскарад» завоевал Гран При на Международном фестивале «Херсонесские игры». Не осталась без признания и недавняя постановка Магара «Империя Луны и Солнца» — две первые премии на Международном театральном фестивале в Днепродзержинске за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.
Да и в Севастополе режиссера Магара ценят и уважают. В 2000 году читатели городской газеты назвали его спектакль «Дядя Ваня» лучшей постановкой года. Она победила в конкурсе «Человек года и С», проводившемся на страницах «Славы Севастополя». Но спустя два года корреспондент Юрздицкая начинает сомневаться в подготовленности и умении Владимира Магара ставить Чехова и других классиков. В своей публикации она явно осуждает режиссера за его неприезд минувшей весной в Ялту на традиционный Чеховский фестиваль.
А это, на наш взгляд, уже просто кощунство. Автор статьи прекрасно знала, что в весенние дни, когда проходил ялтинский фестиваль, умирала мама Владимира Владимировича — народная артистка Украины Светлана Рунцова. А сам Магар, как любящий сын, делал все, чтобы облегчить последние часы жизни Светланы Федоровны. Какие тут могут быть фестивали?
Светлана Рунцова начала играть в нашем театре лет за тридцать до того, как ее сын возглавил коллектив. И режиссер Татьяна Магар начала ставить спектакли на нашей сцене еще до назначения брата генеральным директором. Но выходит, чтобы избежать обвинений со страниц газеты в семейственности, В. Магару надо было отлучить мать и сестру от театра им. А.В. Луначарского? Или кому-то не дает покоя, что в оформлении двух наших спектаклей принимали участие племянник и дочь генерального директора? Да, это так. Но Иван Магар и Анна Магар, обладающие, несмотря на молодость, достаточным профессионализмом, работали бесплатно. А это в наше время большая редкость.
Театр начинается с вешалки — мало кто решится спорить со Станиславским. Но еще театр начинается с Правды. Потому что зритель не терпит фальши и в игру актера верит только тогда, когда чувствует биение его сердца. Но теперь мы осознали еще одно: Севастополю важна и нужна не только Правда на сцене театра, но и Правда о театре. Непонятно только во имя чего прозвучала ложь? Почему Е. Юрздицкая нашла возможность позвонить в Санкт-Петербург, но не удосужилась зайти или хотя бы сделать телефонный звонок в наш театр. И тогда бы не пришлось муссировать на страницах газеты домыслы и слухи. А может, Правда ей была просто не нужна?
пишет в адрес В.В.Магара А.Кабанов директор по организационно-зрительской деятельности Российского государственного академического театра драмы им.А.С.Пушкина.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Я испытываю определенную неловкость по поводу статьи «Александринка к нам, увы, не приедет…» в газете «Слава Севастополя». Нет ничего свехординарного в том, что наши гастроли в 2003 году не состоятся. Часто ничем заканчиваются переговоры многих театров. Лично я не считаю, что наш неприезд связан с финансовыми вопросами Александринки.
Естественно, в мой приезд в начале мая никакой специальной рекламной продукции именно для Севастополя не было.
Считаю, что проведение переговоров является коммерческой тайной и огласке не подлежит, тем более финансовые вопросы. И их оглашение в прессе является нонсенсом.
Поскольку я владею ситуацией, сообщаю: никакого письма-ультиматума со стороны севастопольцев в Александринку не поступало. Очень жаль, что нас сталкивают лбами. Приношу лично Вам, Владимир Владимирович, и всему коллективу театра им.Луначарского извинения от дирекции Александринского театра за некорректную газетную публикацию.
Уважаемый г-н главный редактор!
Коллектив театра «Русский камерный балет «Москва» считает себя верным другом севастопольцев и Русского драматического театра им. Луначарского, в котором мы уже 7 раз проводили большие гастроли. Материалы о нашем театре неоднократно печатались в газете, которой Вы руководите. Мы бережно храним эти вырезки в архиве и гордимся дружбой с севастопольской прессой.
Но, как оказалось, у нас нет полного взаимопонимания. В статье от 13 августа 2003 года «Александринка к нам, увы, не приедет…» говорится, что причиной нашего отсутствия в Севастополе в этом году является завышенная арендная плата, назначенная г-ном Магаром. Нам очень обидно. Странно, но такая уважаемая газета забыла, что гастроли не только нашего театра, но и любого российского в городе-герое Севастополе — акция прежде всего политическая. Это часть программы по поддержке Севастополя со стороны правительства России. Не надо забывать о значении этой программы и уверять читателей, что все сводится к чьей-то корысти. С нынешним директором театра В.В.Магаром у нас полное взаимопонимание и каких-либо финансовых претензий по аренде помещения Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского не существует.
В этом году у правительств Москвы и С.-Петербурга были другие заботы и планы, о которых Вы, конечно, информированы. Без правительственной поддержки гастроли в Севастополе очень обременительны для любого российского театра, какая бы ни была арендная плата в Театре им. А.В. Луначарского.
Очень рад Вам сообщить, что в 2004 году по решению правительства Москвы «Балет «Москва» снова сможет встретиться с севастопольским зрителем.
Надеюсь на встречу, успешное сотрудничество, взаимопонимание.