Приняв новый Закон Украины «О рекламе», депутаты вынудили СМИ к его нарушению

В конце сентября вступил в силу закон Украины «О внесении изменений в закон Украины «О рекламе». Его некоторые статьи просто повергли в шок мир печатных и электронных СМИ. По всей стране прокатилась волна «круглых столов» по разъяснению положений закона. На этой неделе с заседания представителей Украинской ассоциации издателей периодичной прессы, объединяющей около ста газет и журналов и членом которой является коллектив газеты «Слава Севастополя», вернулись и наши представители.Итак. Первое потрясение севастопольцев связано со статьей 6 закона, гласящей: «Реклама распространяется на территории Украины исключительно на украинском языке». Причем, внесена эта статья в новую редакцию закона была в последний момент перед его принятием и, как говорят сотрудники рекламного отдела газеты, «такого подвоха никто не ожидал». И дело здесь не только в русскоязычной прессе, которую эта статья пытается лишить средств к существованию. В порыве государственного патриотизма законодатели также забыли о газетах, издающихся на языках национальных меньшинств — татарском, греческом, болгарском, венгерском, а также о Европейской хартии о региональных языках. Но, как это ни странно, эта статья не самая «страшная» для независимой прессы. Нас защищает Основной Закон страны — Конституция Украины. В соответствии с частью третьей ее статьи 10 государство гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского, иных языков национальных меньшинств в Украине. Выполняя требования Конституции, «Слава Севастополя» продолжает прием рекламы как на украинском, русском, так и на других языках национальных меньшинств по желанию заказчика. А споры, как говорится, в судебном порядке.

Другое дело статьи 1 и 9 вышеуказанного закона. Цитируем: «Информационный, авторский или редакционный материал, в котором обращается внимание на конкретное лицо или товар и который формирует или поддерживает осведомленность и интерес зрителей (слушателей, читателей) к этим лицам или товарам, является рекламой и должен быть помещен под рубрикой «реклама» или «на правах рекламы»». Другими словами, отныне под рекламные статьи подпадают все наши публикации о деятельности тех же депутатов, в большинстве своем бизнесменов, общественников и просто рассказы на страницах газеты о хороших, интересных людях. Как нельзя лучше прокомментировала эту статью на страницах «Крымского времени» редактор этой газеты Лариса Кондратенко: «И вот теперь такие материалы отнесены к рекламным и, стало быть, должны быть оплачены и опубликованы на украинском языке, иначе они попадут в разряд «скрытой рекламы», за что издание будет штрафоваться. Так что — в который раз — да здравствует «чернуха», только она будет свободна от подозрений со стороны контролирующих органов».

С подачи девятой статьи в Украине может вновь всколыхнуться дискуссия о свободе слова в нашей стране, затихнувшая только недавно. Выполняя требования закона, любой контролер, получивший заказ от определенных политических сил, сможет при помощи штрафных санкций материально «задушить» неугодное издание. Времени на это отпущено минимум полгода. Только минуя этот срок, согласно законодательству страны, к закону «О внесении изменений к закону Украины «О рекламе» могут вноситься новые поправки. Инициировать их принятие будет в числе многих украинских СМИ и Ассоциация издателей периодичной прессы.

КСТАТИ

Новой редакцией закона запрещена реклама, которая совершенно недавно считалась вполне естественной. Например, отныне запрещен такой излюбленный прием телевизионщиков, как рассказы с экрана известных лиц о применении ими и результатах действия рекламируемого товара (лекарственных средств, медицинской техники и др.), естественно, со словами благодарности. Запрещена теперь реклама гипнотических лечебных сеансов, а также диагностики и лечения, не основанных на непосредственном контакте врача с пациентом. В разделе «Реклама и дети» собрано много трезвых мыслей по поводу того, какой должна быть реклама, чтобы не ущемлялись интересы детей из бедных семей. Например, «реклама не должна создавать у детей впечатление, что владение рекламируемой продукцией дает им преимущество над другими детьми». Правда, как рекламодатели исхитрятся продвинуть на рынок свой товар, избежав нарушения всех статей Закона, пока остается загадкой.

ГЛАС НАРОДА

Что вы думаете о дополнениях к закону Украины «О рекламе»?

Мирослав МАМЧАК, главный редактор ТРК «Бриз»:

— Считаю решение Верховной Рады правильным: если мы говорим о национальном государстве и национальном информационном пространстве, то все должно соответствовать международным стандартам. Любая реклама отражает экономическую и политическую деятельность государства. А раз так, значит, она должна быть на государственном языке. Судя по рекламе, сразу можно определить, где она сделана. Поэтому считаю, что амбиции представителей отдельных национальных меньшинств — граждан Украины, — не желающих строить это государство, должны подчиниться государственным интересам, в том числе и в области рекламы. В Севастополе реклама могла бы проходить и на языке, который более выгоден местным рекламодателям, но в пределах города, т.е. на местных каналах вещания.

Александр ЛУКЬЯНЧЕНКО, зам. генерального директора СГТРК:

— Мы относимся к этому положению абсолютно спокойно, поскольку в Украине государственный язык — украинский. Другое дело что в севастопольском регионе большинство населения говорит на русском. Мы, как государственная компания, приняли решение выдавать рекламу на русском языке, оттитровывая ее на украинском — это несложно, законом не запрещено. Сегодня так поступают абсолютно все телевизионные СМИ Украины, в которых идет телерекламный продукт на русском языке, так же титруют и русскоязычные фильмы.

Ирина КЛОЧКОВА, редактор «Севастопольской газеты»:

— Когда проект закона появился на сайтах, пункта о распространении рекламы на территории Украины на украинском языке не было. Узнали мы о нем лишь после принятия Верховной Радой полного текста. Предназначение рекламы — максимально воздействовать на потребителя. И если потребитель говорит на русском языке, какой смысл уговаривать его приобрести что-либо на украинском? С другой стороны, учить людей украинскому языку нужно другими методами. Реклама прокладок на украинской мове, пардон, не заставит нас это делать. Приходится выкручиваться, что предпринимает большинство. Например, Закон о рекламе запрещает торговые марки спиртного и сигарет рекламировать себя в качестве спонсоров. Та же «Злагода» на недавнем КВНе напомнила о себе телезрителям, представившись в качестве… партнеров популярного мероприятия.

Александр БАРУЛИН, член совета директоров компании «Омега»:

— Наверное, нужно учитывать и процентное содержание русскоговорящего населения на территории Украины, в Севастополе таких людей около 85 процентов. Отсюда понятно, что реклама на украинском просто не будет действенной и рекламодатель перестанет ее заказывать (ведь реклама — привилегия рекламодателей). Грубо говоря, таким образом уничтожаются средства массовой информации. Не понимаю, кому это нужно? Телевидение может выкрутиться, оно дает титровку. А что делать радио?

Игорь ЧИСТЯКОВ, зам. редактора рекламно-информационной газеты «Курьер»:

— Этим законом депутаты нарушили Конституцию, за которую проголосовал весь народ Украины. Положение о рекламе принималось ими в самый последний момент на общей волне, необдуманно. После выхода этого закона в наше рекламно-информационное издание из других регионов Украины начали присылать рекламные макеты на украинском языке. Прошел месяц, и все возвращается на круги своя: верните рекламу на русском языке, просят рекламодатели. Думаю, что здравый смысл восторжествует и этот пункт закона будет отменен. Лично мое мнение следующее: реклама на украинском языке в Севастополе — антиреклама.

Другие статьи этого номера