Крымские бизнесмены разочаровали членов международного трейд-клуба «КВ»

Традиционно в летний период политическая жизнь страны перемещается из ее столицы ближе к теплому морю — в Крым. Но такой деловой активности, как в этом году, Севастополь еще не знал. С апреля по сентябрь 2003 года наш город посетили 109 международных делегаций. Одной из причин этого, конечно же, стало открытие аэропорта «Севастополь» на Бельбеке: теперь путешествие на ЮБК можно осуществлять и через него. И хотя многие из гостей Крыма этого сезона были для Севастополя лишь вот такими «транзитными пассажирами», каждый приезд иностранных делегаций расценивается городской властью как шанс получить очередного инвестора. О направлениях инвестиционной политики городской госадминистрации рассказывает начальник главного управления инвестиционной политики и международных связей Вадим ПОЯРКОВ:- Об инвестиции сегодня говорят много и часто. В выступлениях политиков, научных работников, предпринимателей инвестиции сравнивают с мотором экономики, генератором экономического развития и катализатором инноваций. И действительно, с каждым годом внешние инвестиции играют все более заметную роль в экономической жизни Украины как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных областей, районов, городов и даже поселков. Специфика такого многопланового явления, как иностранные инвестиции, вызывает многочисленные дискуссии и среди специалистов, и среди работников органов власти и местного самоуправления. Появляются совершенно противоположные точки зрения на сущность и значение иностранных инвестиций для страны. С одной стороны, прослеживается тенденция «канонизации» иностранных инвестиций как фактора экономического развития, становления демократического общества, достижения социальных стандартов западноевропейских стран, а с другой — иностранные инвестиции рассматриваются только в контексте поглощения внутреннего рынка западным капиталом как инструмент перераспределения мирового капитала во благо развитых стран путем истощения трудовых, природных и интеллектуальных ресурсов мира.

— Какой точки зрения придерживаетесь вы? Склонны «канонизировать» приток инвестиций в страну или все же есть опасения в том, что западные инвесторы в конце концов «выкачают» из страны ее ресурсы?

— Должен быть выигрыш с обеих сторон. И, как правило, в международной практике иностранное инвестирование связано с взаимным выигрышем. Инвестор получает доступ к рынкам рабочей силы, сырья и сбыта продукции, уменьшает риск путем международной диверсификации своего капитала. Принимающая сторона заполняет «нишу» в своих финансовых ресурсах, решает ряд социально-экономических проблем соответствующей территории. При этом одной из главных персоналий, которая сопровождает иностранного инвестора на территории региона, должен быть работник системы государственного управления.

— С этой целью и создано новое для города главное управление инвестиционной политики и международных связей?

— Управление создано на основании постановления КМУ от 18.05.2000 N 821 «Об упорядочении структуры местных госадминистраций» в целях координации действий в сфере внешних отношений, развития инвестиционной и внешнеэкономической деятельности и утверждено распоряжением председателя Севастопольской городской государственной администрации от 13.12.02 N 1505.

В состав главного управления вошли управление инвестиционной политики и управление международных связей и протокола. Нашей основной задачей является обеспечение реализации на территории города государственной политики в сфере инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и внешних отношений, осуществление мероприятий по активизации инвестиционной деятельности в регионе, содействие в разработке инвестиционных программ и выполнении обязательств по международным договорам Украины.

В данный период времени специалисты управления разрабатывают программу инвестиционного имиджа Севастополя. Это, по сути, будет маркетинговая программа развития территории. Мы стремимся завершить ее разработку до принятия бюджета города на 2004 год, потому что в ней предусматривается финансирование ряда мероприятий, направленных на интенсивное привлечение в город инвестиций.

— А нужна ли нам еще одна, теперь инвестиционная, программа, если потенциальные инвесторы едут к нам и без нее?

— Нужна. В общеукраинском рейтинге по привлечению инвестиций Севастополь находится очень далеко от ведущих позиций. Его даже не выделяют как самостоятельный регион — наши показатели входят в состав крымских. Понятие инвестиционного климата — сложное понятие. Это и политическая составляющая, и количество экономически привлекательных земель, и состояние экологии региона, и инвестиционный риск (в частности, наличие воинских формирований). Нам необходимо налаживать непосредственный контакт руководства города с потенциальным инвестором. Необходимость такого диалога заключается в создании информационного пространства. Например, тот же визит в Севастополь делегации Европейского банка реконструкции и развития. В него входят представители всех развитых стран. Значит, состоялась презентация города во всех этих странах.

— Ну, состоялась презентация, что потом? Каков процент успеха этих международных «бэмсов»?

— Оценить успех в процентном отношении пока сложно. Ведется рекламная (маркетинговая) политика — одна из составляющих инвестиционной политики региона. В ее контексте имидж региона следует рассматривать как ресурс для развития. Отсюда и необходимость принятия программы популяризации инвестиционных возможностей.

— Вадим Николаевич, и все-таки каковы конкретные размеры денежных вливаний в экономику города зарубежными партнерами?

— Только за этот год Севастопольской городской государственной администрацией (главным управлением инвестиционной политики и международных связей) зарегистрировано четыре субъекта хозяйственной деятельности, в уставный фонд которых были внесены иностранные инвестиции в размере 7,6 млн долларов США, из которых 88,0% всех инвестиций составляют материалы и оборудование для строительства зернового терминала ЗАО «СК «АВЛИТА» совместно с иностранным инвестором Республики Кипр.

В целом по региону капитал нерезидентов по сравнению с началом года увеличен на 3,1 млн долларов (или на 21%) и составляет 18,4 млн долларов США. Наибольшие объемы инвестиций поступают из Российской Федерации, Венгрии, Швейцарии, Китая. По фактическим данным, инвестиционно привлекательными отраслями остаются промышленность (судоремонт, металлургия), строительство, транспорт.

КСТАТИ

Представители дипломатических миссий — члены Международного трейд-клуба — остались разочарованы неудачным общением с крымскими бизнесменами за «круглым столом» в Ялте, так как бизнесменов оказалось меньше, чем дипломатов. Об этом сообщил секретарь трейд-клуба, начальник управления Минэкономики Украины Валерий Балясный.

Другие статьи этого номера