Порядок установки биг-борда включает в себя несколько пунктов. Юридическое или физическое лицо в первую очередь подает заявку в рекламный совет с указанием места установки щита и его внешнего вида. Затем разрабатывается проект конструкции с учетом природных особенностей зоны. В Крыму, а значит, и в Севастополе, обязательно должна быть сделана поправка на сейсмику и частые ветры. Бушевавшая в прошлый четверг стихия «ликвидировала» несколько ненадежных щитов. А в Запорожье упавший щит сломал женщине ноги. Имея в наличии все необходимые документы, рекламный совет рассматривает возможность установки биг-борда. Как только согласованы все вопросы с заинтересованными ведомствами, лицо получает разрешение на установку. Далее дело за изготовлением щита и его монтажом.
Что же касается законодательной базы, то с внесением изменений в Закон о рекламе требования к внешнему виду биг-борда ужесточились. Например, теперь все рекламные щиты, расположенные вдоль дорог, а таких большинство, должны быть оснащены светоотражающими полосками.
В последнее время у многих вызывает недовольство содержание рекламы. Только по маршруту «десятки» от Центрального рынка до конечной остановки можно насчитать около 20 биг-бордов, 13 из которых рекламируют алкогольные напитки и табак, и при въезде в город гостей с бесчисленных щитов вдоль дороги встречают не хлебом-солью, а настойчивым предложением выпить и закурить. Законом также оговорено правило установки рекламы алкоголя и табака рядом с образовательными учреждениями, где учатся дети младше 18 лет. Щит может располагаться не ближе, чем за 300 — вместо прежних 200 — метров от их территорий. И все же у некоторых может вызывать опасение будущее молодежи, ведь подобной рекламы предостаточно рядом с вузами. Также в новой редакции закона предусмотрено, что реклама табачных изделий и алкогольных напитков должна сопровождаться текстами предупреждения о вреде, наносимом здоровью, которым должно быть отведено не менее 15% (ранее — 5%) площади рекламного щита. Фото Владимира Докина.
Обилие рекламы с табачно-алкогольной тематикой наталкивает на мысль, что потребитель родился на этот свет, только чтобы пить и курить. Согласно внесенным в законодательство изменениям реклама табачных изделий на радио и телевидении запрещена полностью, алкогольные напитки нельзя рекламировать с 6 до 23 часов. Рекламный щит — дорогое удовольствие, которое могут себе позволить фирмы с большим достатком. А таковыми и являются винно-водочные заводы и табачные фабрики. Другие предприятия, может, и рады рекламировать свой товар на бигбордах, да средств не хватает. Ну а если и есть сбережения, то на них создается реклама, по оформлению и яркости во многом уступающая столичным производителям. Это же касается и социальной рекламы, на которую рекламодатели должны направлять 5% средств, затраченных на изготовление собственной рекламы. Одинокий борд с низкокачественной печатью, с которого веселый паренек призывает добиваться успехов без курения, просто теряется на фоне множества броских щитов с броской рекламой сигарет.
Тем не менее не стоит забывать, что внешняя реклама — дополнительная статья доходов в городской бюджет. За каждый биг-борд рекламодатель платит порядка 210 гривен в месяц. Сейчас в Севастополе около 160 рекламных щитов, многие из них двойные. А несколько десятков тысяч гривен городу явно не будут лишними. Причем по сравнению с Евпаторией, не говоря о столице, в Севастополе не так уж много рекламных щитов, но их количество растет год от года. Еще в 2001-м биг-бордов было только 46, одной из причин роста является развитие города как рекреационной зоны.
Сложно сказать наверняка, есть ли прямая связь между изобилием алкогольно-табачной рекламы и отсутствием культуры пития и ростом численности курящих. Это, скорее, вопрос воспитания. Нет социального спроса — нет рекламы.
ГЛАС НАРОДА
Какую рекламу вы бы хотели видеть на биг-бордах?
Ирина МАКСИМЕНКОВА, главный врач Гагаринской СЭС:
— Рекламировать нужно здоровый образ жизни. Спортивная тематика рекламы, информация о полезных продуктах питания — вот что необходимо сейчас показывать молодежи. Ведь так они и вырастут, веря, что лучше не горы, а «Златогор».
Елена, работник рекламного агентства:
— В агентстве я работаю не очень давно, но еще не видела, чтобы мы делали рекламу алкогольных напитков и табака. Может, это политика фирмы. Что касается рекламных щитов данной тематики, убрала бы их все. Что бы ни говорили, а они все-таки влияют на подсознание человека. Думаю, люди оценили бы рекламу, из которой смогли бы почерпнуть полезную для себя информацию, например, о круглосуточно работающей аптеке или магазине.
Галина, продавец:
— Лучше бы деревья вместо этих щитов сажали, вот что действительно украсит город.