Потребление: богатые и бедные

Неограниченное потребление уничтожает природные ресурсы и постоянно увеличивает дистанцию между бедными и богатыми. По данным Программы развития ООН, 86% личных покупок делают лишь 20% обитателей планеты, живущих в развитых странах, в то время как беднейшие 20% землян покупают меньше 1%. Еще немного цифр: те же 20% самых богатых потребляют 45% мяса и рыбы (беднейшие 20% — 5%), 58% энергии (беднейшие — 4%), 84% бумаги (беднейшие — 1,1%), имеют 74% телефонных линий и 87% транспортных средств (соответственно 1,5% и 1%). Ненасытность потребителей на протяжении последних 50 лет напрягает окружающую среду как никогда раньше.

Бесконтрольное потребление ведет к накоплению невероятного количества мусора и уничтожению полезных ископаемых, рек и почв. Именно оно является причиной всех экологических проблем. Так, для того, чтобы повысить уровень потребления в нашей стране, ученые постоянно применяли новые технологии и пытались «вытянуть» из земли все большие урожаи. В средине ХХ столетия это привело к широкомасштабному использованию пестицидов — миллионы тонн этих синтезированных веществ, преимущественно получаемых из нефти, природного газа и аммиака, начали бороться с насекомыми, сорняками, болезнями и грибками, а почву стали подкармливать минеральными удобрениями для ускорения роста растений. Приблизительно в то же время выяснилось, что безопасных пестицидов не существует, многие из них способны вызывать рак и врожденные дефекты. Они имеют свойство проникать в воду, почву, растения, организмы животных и людей.

В отчете Агентства ООН по вопросам защиты окружающей среды отмечается, что в Украине по причине химизации и интенсификации пострадало более 40% черноземов. Именно тех, которые во время Второй мировой войны немцы вывозили эшелонами. Попытка выжать немедленно и побольше привела к тому, что, по данным Института агроэкологии и биотехнологии, 10 из 30 миллионов га земли сельскохозяйственных угодий Украины нужно реабилитировать, а не пахать.

Большинство наших сограждан считают, что чрезмерное потребление — тема сегодня не актуальная для Украины. Однако в последние годы с появлением супермаркетов и стремительного потока рекламы украинцы стали покупать гораздо больше. По данным Госкомстата, в 1997 г. уровень частного потребления увеличился на 6,5% по сравнению с предыдущим годом, в 1998 г. — на 4,5%, в 1999 г. — упал на 0,1%, однако уже в 2000 г. вырос на 12,3%, а в 2001 г. — на 13,4%. В этом году специалисты Международного центра перспективных исследований ожидают приблизительно такой же цифры. Ситуацию объясняют ростом доходов, а также улучшением качества предложения. Однако уже на следующий год прогнозируют определенный экономический спад и связанное с ним изменение настроений потребителей — уменьшение уровня потребления.

Потребление диктуется не только экономическими настроениями государства, но и собственным, в идеале — сознательным, выбором. Отшельнику достаточно иметь хлеб, воду, пещеру и небо с солнцем над головой — понятно, что его путь невозможен для большинства населения планеты. Кто-то другой выбирает огромное количество покупок, ослепительную иллюминацию и передвижение исключительно на автомобиле. В конечном итоге его чрезмерное потребление влияет на всех жителей планеты, даже на упомянутого отшельника. Сегодня речь, конечно, не может идти о возвращении к первобытному образу жизни, но сохранение естественного баланса просто необходимо для человечества. К тому же многие ограничения красивы и полезны — время от времени приятно проехаться на велосипеде или прогуляться пешком, поработать на собственном участке, побаловать себя свежими овощами и фруктами (без красителей-добавок и пестрой упаковки).

По словам психотехнолога Светланы Солонской, проректора Университета эффективного развития, данные последних социологических исследований свидетельствуют, что уровень счастья не тождественен уровню потребления. Самые счастливые люди живут в Индии, стране с очень низкими потребительскими возможностями граждан. «Западная реклама убеждает нас в том, что счастье зависит от возможности купить, манипулирует нами, — отмечает Светлана Солонская. — Мы хотим любви и искренности — нам предлагают алкоголь, прокладки или сигареты, мы хотим оказаться на морском побережье — нам предлагают шоколадку, из нас готовят потребителей западных товаров. Чтобы изменить ситуацию, стоит начать с образования как на личном, так и на государственном уровне».

Стратегия по вопросам окружающей среды и образования рассматривалась на V Конференции министров окружающей среды (Киев, 21-23 мая 2003 г.). Она призвана обратить внимание человечества на необходимость сохранения ресурсов, на сбалансированное потребление.

Другие статьи этого номера