Завершился юбилейный фестиваль анимационных фильмов. По традиции (в который уже раз!) его участники приплывают на теплоходе в Севастополь, проводят здесь несколько счастливых для себя дней, устраивают торжественную церемонию закрытия. И… снова уплывают.А те севастопольцы, которым удалось побывать на его мероприятиях и посмотреть представленные к награждению фильмы, еще долго вослед фестивалю будут носить в себе состояние радостного удивления от того, что расширились и углубились наши знания об анимации, стилистика которой, оказывается, далеко ушла от рисованных Винни-Пуха и диснеевских мышек.
Сегодняшнее мультипликационное кино — это прежде всего компьютерное искусство, это кукольная, рисованная анимация, пластилиновая техника и техника сыпучих материалов, это живопись маслом, это целлулоидная технология. На экране — калейдоскоп цветов, звуков и движений, созданных на границе мастерства, индустрии развлечений, мозаика из детских ощущений, сказок и фольклора. А за этим — глубокая философия, разговор о смысле жизни и о быстротечности каждого ее мгновения.
Главный вывод, который был сделан на фестивале, — помолодели его участники. Не случайно Наталья Лукиных, руководитель кинопрограмм фестиваля «КРОК», считает, что сегодня лучшую анимацию мира создают студенты. Они открывают новые пластические, технологические и жанровые возможности анимационного искусства. Селекционная комиссия фестиваля просмотрела почти 500 новых фильмов из 36 стран мира, добрую половину из них составляют студенческие работы. Начинающие авторы создают все больше талантливых картин и составляют серьезную конкуренцию признанным мастерам.
И в то же время анимационные фильмы по сути своей значительно повзрослели. Они вошли в разряд так называемого независимого кино, в которое шаг за шагом вступает наше, ранее зависимое от советского строя самое важнейшее из всех искусств. Ведь еще совсем недавно отечественные относительно качественные фильмы были вторичны по изображению, по эстетике. А ныне наше авторское серьезное анимационное кино на высоте. Этого, правда, нельзя сказать о детском кино, поскольку непревзойденные его образцы — это те фильмы, на которых выросли мы и наши дети и которые до сих пор смотрят наши внуки. Для детского кино требуется не только талант, но и хорошие деньги. Кадр из фильма российского режиссера Валентина Ольшванга «Про раков».
Однако, к сожалению, вся сложность знакомства с нынешней анимацией заключается в том, что нет нормального проката, а телевизионный формат далеко не всегда позволяет зрителям видеть новинки анимации. Иначе говоря, анимация развивается где-то в стороне от массового зрителя. Он ее не видит. Он ее не знает. Редкая возможность увидеть такие фильмы — анимационный фестиваль.
И на этот раз участники фестиваля провели в Севастополе несколько встреч и несколько бесплатных показов. На торжественном закрытии севастопольские любители кино смогли, например, в полной мере насладиться искусством знаменитого венгерского режиссера Ференца Цако. Его песочные анимационные шоу обошли весь мир и получили признание огромной аудитории. Для многих стали открытием Фил Маллой (Великобритания) и его фильм «Странная штука — любовь». Отличительные черты стиля Маллоя — жесткие уверенные линии и черный юмор, и потому его фильмы причисляют к разряду тех, которые разрешены для просмотра лицам старше 18 лет. Интересен российский фильм-победитель «Про раков» Валентина Ольшванга.
К сожалению, более широкий показ не предусмотрен программой фестиваля. А почему? Разве «КРОК» — это просто круиз? Если так, назовите его творческой лабораторией. Если иначе — предоставьте возможность широкого показа. По традиции Севастополь является самой массовой фестивальной площадкой. Так дайте возможность нашим зрителям посмотреть побольше хороших анимационных фильмов.