В театре им. Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации открылся 72-й театральный сезон. Мы встретились с главным режиссером театра — заслуженным деятелем искусств Украины Юрием ГРАНАТОВЫМ.- Юрий Николаевич, чем был знаменателен для вас, для вашего театра минувший, 71-й, сезон?
— Прежде всего тем, что была завершена работа над спектаклем по дорогой для нас пьесе Григория Горина «Шут Балакирев». По исключительной сложности, философской глубине и тематическому многообразию это был этапный материал для нас. Пьеса попала к нам благодаря вдове Григория Израилевича еще весной 2001 года — над ней тогда только начал работать Ленком. Год ушел на поиски «ключа» к будущему спектаклю — коллектив был очарован пьесой, но, безусловно, все осознавали, что в данном случае речь может идти или о провале, или о большой удаче. Сценическая версия такой драматургии не может быть «рядовой», средней. Мы не поверили в успех, когда севастопольский зритель горячо принял премьеру. И впервые за много лет показали нашу работу в Симферополе, на сцене Академического театра им. Горького. Приём был прямо-таки грандиозным, хотя театралы крымской столицы очень взыскательны, требовательны и при этом — ревностные патриоты родного театра.
— До Севастополя долетали отголоски почти скандальной шумихи вокруг ленкомовского «Шута».
— Действительно, Марка Захарова, помимо всего прочего, обвиняли в «уничижении русского народа, в пошлости и кривлянии», а саму пьесу называли большой неудачей Горина. Кстати, никто, кроме нас, на тот момент так больше и не взялся за эту постановку. Нас тоже, кстати, критика поругивала: причем одни уверяли, что «такое зрителю не надо», а другие — что мы работаем «на потребу публики». Нам бы такую твердую стопроцентную уверенность в том, что «нужно зрителю» и в чем его «потреба»… В одном я уверен — такие пьесы, как «Шут Балакирев», оставляют за театром право исключительности, неповторимости, дают возможность оставаться грандиозным явлением и уникальным средством душевного истинного общения. Спецэффекты, переодевания, нагромождения действия и прочая мишура на сцене нередко превращают театр в жалкое подобие кино, а актёра — в элемент декорации.
— А как же ваш суперкассовый хит «N 13»?! Здесь и спецэффекты, и переодевания, и сюжетные навороты.
— А разве в этом соль? Разве это так неудержимо веселит публику? На мой взгляд, постановка удалась прежде всего благодаря таланту и импровизаторскому азарту режиссера Юрия Маковского и актеров. Атмосфера свободной, бесшабашной, хулиганской игры с элементами «черной комедии» создается исключительно вдохновенным актерством. Поэтому и зрители так живо вовлекаются в этот аттракцион.
— А нет ли искушения и в новом сезоне сотворить нечто в том же духе?
— Затравить зрителя «веселеньким»? Стать предсказуемыми? Нет уж. Хотя наша ближайшая премьера — тоже комедия по пьесе Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж» и тоже в постановке Юрия Маковского. Но, поверьте, это совершенно другая комедия, смех совершенно иной природы. Здесь зрители увидят хорошо знакомых артистов: Александра Науменко и Анастасию Бакланову-младшую, заслуженных артистов Крыма Светлану Иваненко и Вячеслава Крамарева, Оксану Громову и Юрия Пимкина, но совершенно в ином качестве.
— А кого еще зрители увидят в незнакомом ракурсе?
— Прежде всего, московского режиссера Юрия Кокорина, который в прошлом году поставил на нашей сцене залихватскую «Женитьбу». В январе вся труппа вместе с ним начнет работу над совершенно иным материалом — пьесой А. Камю «Бесы» по одноименному роману Ф.М.Достоевского. Это будет, безусловно, тяжелая работа, но, как мы думаем, и абсолютно новая ступень в нашем творчестве. У Юрия Кокорина удивительное видение идеи этого романа, способа реализации его на сцене и распределения ролей. Больше до самой премьеры мы ничего не скажем, чтобы эффект от сюрпризов и неожиданностей в этом спектакле был для зрителя абсолютным и полным.
— Это, конечно, трагедия?
— Нет. Ближе к триллеру… Не удивляйтесь, все увидите на премьере.
— Тогда поговорим о том, что вы не держите в сфере строгой секретности.
— К Новому году готовим потрясающий мюзикл «День рождения кота Леопольда». Над ним работает народный артист России и режиссер Александр Губарев, постановщик «Собора Парижской богоматери». Могу порадовать поклонников Александр Лукича — весной планируется выход его нового спектакля «Соловьиная ночь». Это замечательная мелодрама о любви, верности и вечности. Мы хотели бы приурочить эту постановку к 60-летию освобождения Севастополя. А ещё в этом году надеемся успеть открыть Камерную сцену театра спектаклем-притчей «Письма любви» по пьесе американского драматурга А. Герни.
— Однажды я прочитала, как вас укоряли в том, что военный театр перестал осваивать военную тематику.
— Прежде всего, военный театр, как и любой другой, должен быть профессиональным и иметь свое творческое лицо — но лишь частично определяется тематикой. Ведь если бы Р. Виктюк поставил, предположим, «Песнь о черноморцах», его театр от этого не стал бы флотским. Театр обязан быть хорошим, классным. Я думаю, что нашему учредителю — Черноморскому флоту — не стыдно за свой театр. О нас говорят, спорят, к нам ходят, мы нужны — городу и флоту, мы известны — в столицах и России, и Украины. Если же говорить о тематике, то исключительно «по велению сердца», а не по принуждению нашей последней премьерой стала романтическая драма «Ты нужен морю». Это своеобразная дань тем нашим согражданам, которым сегодня не хватает героизма и масштабности их эпохи, трепетности и искренности в отношениях людей. Мы рады, что пьеса очень тепло встречена молодежью, моряками-черноморцами. Значит, не прервалась «связь времен».
— Кстати, о столицах. Вы действительно на этот раз едете на гастроли в Киев? А не как обычно — в Москву?
— Да, это одно из самых волнующих и больших событий, которое предстоит нам в конце ноября. Мы не просто — спустя 20 лет! — приглашены в Киев. Впервые в своей истории мы покажем спектакли на первой русской сцене Украины, в легендарном Национальном академическом театре им. Леси Украинки. Признание такого уровня — большая честь для нас. В рамках Года России в Украине киевляне увидят «Шута Балакирева», «Женитьбу» и «Каменного властелина». Но более всего нас радуют те по-настоящему дружественные отношения, которые устанавливаются у нас с киевскими коллегами. В июле поистине «звездная» труппа театра им. Леси Украинки будет гостить на нашей сцене, и мы счастливы предоставить севастопольцам возможность общения с этим потрясающим коллективом, который сегодня не напрасно называют «украинской Александринкой».
— В недавно вышедшем на телеэкране «Спецназе» я увидела знакомые лица. Похоже, что скоро и ваши артисты станут «звездами».
— 18 октября исполнилось ровно десять лет, как в нашу труппу вошли 11 студентов Ярославского государственного театрального института. Сегодня это уже наши коллеги, не могу даже назвать их молодыми артистами, потому что за плечами почти у каждого очень и очень солидный репертуар. И все же это наши дети, поэтому в одинаковой степени и радуют, и печалят. Радует, что их замечают, приглашают в кино — все чаще и чаще, приглашают в другие театры. Но я могу желать только одного: чтобы это не стало «конечной станцией» в их актерском пути, чтобы они продолжили традиции мастеров нашего театра — в культуре исполнения, в стремлении самосовершенствования. Я желаю, чтобы каждый из них в итоге состоялся как Артист. Это потребует большого труда и большого самопожертвования, но иного пути нет. Сцена отвергает не влюбленных в нее.
— Юрий Николаевич, почему вы никогда не жалуетесь на недостаток, например, постановочных средств?
— Если балерина будет демонстрировать публике свои мозоли, зрители никогда не увидит в ней прекрасного лебедя. Жаль, например, что исключительно по финансовым соображениям мы не смогли поехать на фестиваль «Мистецьке Березiлля» в Киев, где нас очень ждали. Пришлось выбирать — гастроли или фестиваль. Гастроли оказались значимее и важнее. Но мы рады, что наши коллеги — Академический театр им. А.В. Луначарского — покажут в рамках фестиваля два спектакля. А мы встретимся со столичным зрителем в ноябре.