На дороге из Рады в Раду

Процесс конституционной реформы идёт хотя и не так быстро, как хотелось бы, но неуклонно. Сейчас Конституционный суд рассматривает представленные ему проекты реформы, чтобы вынести своё заключение. Битва за реформу продолжится, как только КС вернёт одобренные проекты на рассмотрение в парламент.Самым ярким и неожиданным событием процесса реформы были, по-видимому, летние переговоры Виктора Медведчука, главы президентской Администрации и заодно лидера СДПУ(о), с главой КПУ Петром Симоненко и лидером СПУ Александром Морозом. Именно тогда был найден выход из тупика, в который реформу загнали оппозиционеры — «Наша Украина» и БЮТ. Ведь «Нашей Украине» реформа не нужна; Ющенко спит и видит себя президентом с неурезанными полномочиями, и никакое уравновешивание власти между парламентом, правительством и президентом для достижения большей эффективности и устойчивости политической системы ему ни к чему. Напомним, что в последний день весенней сессии парламента, в июле, депутаты фактически провалили президентский проект реформы.

Уже после этого родился ещё один, четвёртый по счёту, проект, получивший наименование «проекта мажоритарщиков» — потому что в его разработке принимали активное участие депутаты-мажоритарщики. Медведчук сказал, что этот проект «соответствует программным принципам абсолютного большинства партий Верховной Рады» и это дает основание «говорить о высоких шансах на внесение соответствующих изменений в Конституцию».

Основная идея реформирования политической системы во всех проектах — переход от президентско-парламентской республики к парламентско-президентской. Такая форма государства будет для нас в существующих условиях более приемлемой. Сейчас центр тяжести власти смещён в сторону президента: на нём лежат все важнейшие решения, он же за всё и отвечает. Хлеб подорожал — президент виноват, Европейский Союз не торопится нас в себя интегрировать — он же… Во всех предлагаемых проектах реформы предусматривается перенос существенной части ответственности на парламент, который назначает правительство и несёт ответственность за его деятельность.

Соответственно, должна быть повышена и роль политических партий: ведь это их представители составляют парламент, будут формировать правительство и нести за него ответственность. Нынешнее правительство Виктора Януковича фактически уже сформировано именно по такому образцу — ведь Президент Кучма провозгласил идею политической реформы больше года назад, и правительство Януковича было реально поддержано парламентом.

Кроме того, реформа сделает политические партии реальной силой, и избиратель будет твёрдо знать, какая политика внутри и вне страны его ожидает, если на парламентских выборах победит такая-то партия. Для этого нужны пропорциональные выборы — по партийным спискам, чтоб избиратель твёрдо знал, за кого голосовать. И ещё то, что именуется «императивным мандатом» — то есть запрет депутату переходить из фракции партии, по спискам которой его избрали, в другую фракцию. Известно ведь, что в нашем парламенте депутаты просто-таки перелетают из одной фракции в другую, и конца этому не видно.

Разумеется, четыре проекта, находящихся на рассмотрении в Конституционном суде, дают богатые возможности для манёвров и договоров. Естественно, что далеко не все позиции согласованы. Так, по «проекту мажоритарщиков», переход к парламентской модели — когда президент избирается не всенародно, а парламентом, как это делается в Германии или Италии, — предусматривается уже в будущем году; а, например, Александр Мороз стоит за всенародные выборы президента. Такой же позиции придерживается и Президент Леонид Кучма, о чём он сказал на своей недавней пресс-конференции.

Незыблемо, кажется, одно: президентские выборы состоятся в будущем году. Президент Кучма неоднократно это повторял. А вот как именно будет избран президент, каков будет его объём власти, как будет формироваться правительство, перед кем и как оно будет ответственно — это станет ясно только после того, как проекты конституционной реформы вернутся из Конституционного суда на рассмотрение парламента.

В обсуждении реформы активно участвуют и граждане — по всей стране проходят гражданские форумы по обсуждению политреформы. 16 октября 2003 г. состоялся форум в Днепропетровске. Форум призвал Верховную Раду ускорить реформирование политической системы. Делегаты форума поддержали пропорциональную систему выборов депутатов парламента, которая должна «обеспечить ответственность политических сил, формирующих правительство». Положительно делегаты оценивают и императивный мандат — то есть запрет депутатам покидать фракцию партии, от которой их выбрали.

Несомненно, что народным депутатам придётся учесть мнение народа, высказанное на гражданских форумах.

Другие статьи этого номера