«От ответа сегодня не только зависит дальнейшая судьба малого и среднего бизнеса, этот вопрос касается всех» — уверены члены совета предпринимателей при Севастопольском горкоме СДПУ(о)

Инициатива правительства, нацеленная на повышение размеров фиксированного налога и ставки единого налога или отмену упрощенных методов налогообложения, с прошлого года вызывает массовое противодействие у частных предпринимателей — опоры наиболее мобильного бизнеса в стране и основной базы поступлений в казну. А решимость оформить инициативу законодательно встречает сопротивление у все больших слоев населения. К чему может привести реализация планов «сверху», прекрасно понимают в СДПУ(о). Позицию партии в этом вопросе представляет председатель совета предпринимателей при Севастопольском горкоме СДПУ(о) А.И.ЛАВРИК:- Я считаю, что те действия, которые предпринимает сейчас правительство, больше похожи даже на шантаж. Потому что механизм реализации повышения налогов не просто «запущен», он закамуфлирован, т.е. спрятан в проекте бюджета следующего года под лозунгом еще большего его наполнения. И, на первый взгляд, простому обывателю кажется, что так будет лучше — денег-то больше. Но планы основаны на увеличении поступлений в казну именно за счет введения упрощенной системы налогообложения и вывода огромных средств «из тени». Это было долгожданным выходом для миллионов предпринимателей страны. Разгром же (иначе назвать эти действия нельзя) этой прекрасно функционирующей и экономически выгодной сегодня как государству, так и гражданам системы неминуемо приведет к регрессу в бизнесе и возвращению денег в «подполье».

— Вам не кажется, что это весьма похоже на возвращение к командно-административной тактике планирования?

— Это в самом худшем виде порождение той эпохи «застоя», из которой мы с трудом, но, слава Богу, выкарабкиваемся. Похоже, многие в правительстве, не придумав ничего нового, вернулись к правилу: нельзя состричь больше шерсти — надо снимать шкуру. Иначе откуда возьмутся дополнительные 1,7 миллиарда гривен, которые, по заявлению Николая Азарова, даст инициатива правительства в 2004 году?

— Но ведь это представляется вроде компенсации за снижение ставки подоходного налога со всех работающих?

— Ни в коем случае! 20-процентное налоговое бремя для основной массы тружеников должно быть уменьшено до 13 процентов в следующем году независимо ни от чего. По простой логике для всех людей — это как бы повышение зарплаты. Человек уже знает, что должен получать со следующего года больше денег и, естественно, уже строит планы, как будет их тратить, причем сможет позволить себе то, о чем и думать не смел ранее. Но отход от упрощенной системы налогообложения неминуемо приведет к росту цен на рынках и других торговых точках, подорожают товары и услуги малых и средних предприятиях. Ведь там работают те, кто стал добровольно и активно пополнять бюджет в 2002-2003 годах, приняв, «как родные», ставки единого и фиксированного налогов. Набравшие силу и темп станут слабыми, а у развивающих дело могут просто опуститься руки: чем теперь-то кормить семью?

Если предпринимателей заставить платить больше, они будут вынуждены уменьшить число своих работников, чтобы спасти экономику своего предприятия, которое не может работать без прибыли. Оставшиеся будут трудиться, скорее всего, за те же деньги, но более интенсивно, т.е. потеряют и в свободном времени. А среди лишившихся мест могут оказаться одинокие, единственные в семье пенсионеров дети или просто люди, для которых работа реализатором — последняя надежда на труд, гарантированный Конституцией. Вот почему так или иначе «нововведения» коснутся — и болезненно! — всех. Почему-то, говоря о повышении налогов, правительство не говорит о возрождении рабочих мест, безвозвратно утраченных миллионами в начале 90-х! Куда деваться людям, которые только-только начали получать приличную и легальную зарплату, обеспечивающую им пенсию?

А сотни тысяч частных предпринимателей, работающих семьей или в одиночку, будут вынуждены элементарно «забить» добавку к ставке единого или фиксированного налога в стоимость своих товаров или услуг. Так что на это уйдет все «дарованные сверху» семь и более процентов подоходного налога. И масса людей снова будет не в состоянии воспользоваться такими благами цивилизации, как рассрочка, кредиты на покупку жилья или развитие своего дела. У них опять не будет хватать денег или они не смогут оформить документы, т.к. опять будут получать большую часть зарплаты «в конвертах». Потому что добровольно платить неразумно завышенные налоги невыгодно никому. И все вернется на круги своя. Это новый риск конфликта как с законом, так и внутри трудового коллектива. Уменьшатся скорость и объем легально обращаемых в стране денег — нарушится основной закон рынка. В итоге проиграют и семьи — «первичные ячейки» потребительского общества, и государство, которое сначала благоразумно решило, что определение размера ставки фиксированного и единого налогов является прерогативой местных органов самоуправления, теперь само же пытается шагнуть в неблагополучное прошлое.

— Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета предлагает установить предельную ставку по упрощенной системе налогообложения не выше 300 гривен одновременно с механизмами, которые, по мнению депутатов, не должны привести к снижению уровня поступлений в бюджет. Правительству предлагается перечень видов деятельности субъектов предпринимательской деятельности, которым запрещается переходить на упрощенную систему налогообложения. В частности, предлагается создать условия, при которых упрощенная система налогообложения перестала бы использоваться как механизм для уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость. Есть ли, на ваш взгляд, в этом рациональное зерно?

— Нет. Нельзя сейчас говорить ни о повышении ставок, ни тем более об отмене упрощенного налогообложения большинства предпринимателей Украины. Во-первых, даже это — два разных вопроса и искать ответ на них, если и нужно в будущем, то заранее определив: или повышать, или ликвидировать. Мы же убеждены, что на данном этапе недальновидное давление на крепнущий малый и средний бизнес приведет к увеличению числа не только социально незащищенных людей, но и озлобит их. А «выливать» они все недовольство будут в обществе. Во-вторых, где гарантии, что это не приведет к росту преступности, наконец? И разумной альтернативы не предлагается.

На заседаниях нашего совета мы много обсуждали возможные пути развития малого и среднего бизнеса в стране. В них принимали участие известные в городе предприниматели. Была создана инициативная группа по реализации наших решений и предложений. В нее вошли представители медиа-группы «ЛИК», а также С.С. Рыбак, М.В. Дремов, Н.Н. Буртовой, С.А. Коваленко, А.П. Храбров, А.П. Ширко, А.В. Брежнев и другие. Мы, предприниматели, наша партия убеждены: чтобы экономика страны развивалась в направлении «евробизнеса», нужно не спешить менять что-то в системе упрощенного налогообложения. Она пока только начинает показывать свои возможности. Она терпима, ее нужно сохранить!

Если решение относительно ее изменения не будет заблокировано и отправлено на доработку, могут быть использованы все законные формы и способы протеста, вплоть до пикетирования, забастовок и демонстраций. А в зависимости от позиции депутатов можно будет даже прибегнуть к инициированию процедуры их отзыва. Допустить такого рода произвол мы просто не вправе!

СПРАВКА

Упрощенная система введена в Украине в 1998 г. Указом Президента Украины и предусматривает особые условия налогообложения для физических и юридических лиц — предпринимателей. Они могут работать по упрощенной системе и уплачивать единый налог, если их годовой оборот не превышает 500 тыс. грн и они имеют не более 10 наемных работников. Кроме этого, предприниматели — физические лица, согласно Указу, могут уплачивать фиксированный налог в размере от 20 до 200 грн, который устанавливается местным советом. Юридические лица должны иметь не более 50 наемных работников и не более 1 млн грн годового оборота. Их налогообложение проводится или по ставке 6% от оборота плюс НДС, или 10% без уплаты НДС.

Другие статьи этого номера