Общий знаменатель политической реформы

Напомним, что всенародное обсуждение политической реформы началось после предложения Президента в августе 2002 года. И, по сути, автором первого президентского варианта был сам украинский народ.

А далее началось действо, достойное лучших традиций американских боевиков: чтобы не допустить голосования по президентскому проекту, оппозиция блокировала парламентскую трибуну и искусственно накаляла противостояние в обществе. Такой расклад вынудил Президента отозвать свой законопроект из Конституционного суда, тем самым дав народным избранникам полную свободу конституционного «творчества».

Но политическая реформа не зашла в тупик. Хотя, следует признать, проекты начали быстро «размножаться». К примеру, совместный проект лидера социал-демократов (а по совместительству и главы президентской администрации Виктора Медведчука), социалиста Александра Мороза и коммуниста Петра Симоненко несколько дрейфовал от парламентско-президентской республики в сторону классической парламентской. В принципе, ничего удивительного в этом нет, поскольку программы всех трех партий содержат положения именно о ключевой роли парламента в политической жизни страны.

Суть этого лево-левоцентристского проекта заключается в том, что Верховная Рада, избранная по пропорциональной схеме, выбирает президента. Новшество планируется ввести с 2006 года, до которого у страны должен быть «переходный» президент, избранный по старым правилам в 2004 году. Эти договоренности были четко зафиксированы в переходных положениях законопроекта.

Но депутаты на этом не остановились. В сентябре появился уже новый проект, четвертый по счету, названный «проектом мажоритарщиков». Интересно, что озвучил новую редакцию законопроекта видный мажоритарщик Степан Гавриш, а инициатором подобных изменений стал координационный совет парламентского большинства.

По сути, этот законопроект предусматривает переход к парламентской модели не в 2006 году, а уже в 2004-м. И в основном изменения коснулись переходных положений. Полномочия действующей Верховной Рады продлеваются до 2007 года, что особенно выгодно уже упомянутым мажоритарщикам, которые до того времени успеют найти партийное пристанище.

Существует в «проекте мажоритарщиков» и предложение об избрании президента в 2004 году только на три года, что автоматически приводит к выборам парламента и президента в один год — в 2007 году.

Как считает отечественный политолог Владимир Фесенко, «четвертый проект» фактически является новой редакцией законопроекта Медведчука — Симоненко — Мороза: «Акцент в этой версии сделан на порядке и сроках введения в действие конституционных новаций».

Последнюю точку в этих законопроектах, которые легко можно подвести к общему знаменателю, должен поставить Конституционный суд Украины. Между тем председатель Конституционного суда Николай Селивон сообщил, что дела по рассмотрению законопроектов о внесении изменений в Конституцию не могут быть объединены, так как для этого нет оснований. Поэтому каждый документ рассматривается отдельно и по каждому из их в соответствии с требованиями ст. 159 Конституции Украины будет сделано отдельное заключение Конституционного суда. Селивон подчеркнул, что документы будут рассмотрены в максимально сжатые сроки, хотя специального решения о неотложном режиме суд не принимал. «Но судьи, учитывая общественную значимость законопроектов, с пониманием отнеслись к просьбе председателя Верховной Рады», — сказал он.

Но, похоже, сами депутаты вошли во вкус и продолжают «творить»: в Верховной Раде уже выдвигается возможность обсуждения нового проекта, который выдвинут по инициативе представителя коммунистов Георгия Крючкова. В нем основной упор сделан на пропорциональной системе выборов не только в Верховную Раду, но и в органы местного самоуправления. Таким образом, оппозиционеры надеются усилить свое присутствие в законодательном органе власти после 2006 года, поскольку в мажоритарных округах они, как правило, проигрывают.

Интересно и другое. Ключевой политический игрок, которым был и остается президент, не поменял своей позиции. На последней пресс-конференции Леонид Кучма подчеркнул, что он остается сторонником проекта, где «сильный президент, сильный парламент и сильное правительство».

В то же время Леонид Кучма будет считать свое задание выполненным, если в политической реформе будет заложен механизм формирования правительства парламентской коалицией, а президент получит право роспуска Верховной Рады.

В деле политреформы активно продолжает участвовать народ. 16 октября 2003 г. состоялся очередной региональный гражданский форум в поддержку политреформы — в Днепропетровске. 1020 делегатов призвали Верховную Раду ускорить реформирование политической системы. Форум также поддержал пропорциональную систему выборов и императивный мандат (запрещающий депутатам менять фракции как перчатки).

Теперь главная задача народных избранников — попытаться подвести общий знаменатель под политической реформой. Не забыв прислушаться к голосу народа.

Другие статьи этого номера