В роли Гель-Гью — Севастополь, Лисса — Балаклава

В Севастополь, Балаклаву зачастили киноэкспедиции. Их так много, что брат-репортер утратил способность реагировать на стрекот съемочной аппаратуры и лучи прожекторов. Но трудно пройти мимо творческой группы, которая с начала августа нынешнего года взялась за воплощение одного из наиболее популярных произведений писателя-романтика Александра Грина «Бегущая по волнам».- Позвольте сделать небольшое уточнение, — сказал в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» режиссер-постановщик фильма заслуженный деятель искусств Российской Федерации, директор Ялтинской киностудии В.Ю.Пендраковский. — В основу нашего, как принято нынче говорить, проекта действительно положен роман «Бегущая по волнам». Но не он один. Широко известный любителям киносценарист Георгий Николаев посчитал, что мир Александра Грина будет открыт несколько шире, если одновременно обратиться к некоторым другим его творениям. Так, в сюжет будущей ленты органично вошли отдельные эпизоды из романа «Золотая цепь» и порядка 7-8 рассказов.

— Валерий Юрьевич, согласитесь, небывалый всплеск интереса читателей, особенно из молодежной среды, к творчеству Александра Грина пришелся на 60-е — начало 70-х годов прошлого века. Нынче тем молодым людям, которые зачитывались «Алыми парусами», уже за 60. Какую супермысль вы хотите донести в наше прагматичное время из наследия писателя-романтика? Сейчас ведь многие ваши коллеги не могут устоять перед искушением обратиться к жанру забористого детектива или «мыльному» сериалу.

— В кино нельзя работать в отрыве от преобладающего в среде зрителя интереса. Но, согласитесь, и каждый уважающий себя человек творческой профессии рискует сказать людям то, что его волнует. К тому же аудитория кинотеатров многолика, что учтено в принятой в Российской Федерации программе в области самого важного из искусств. Она предусматривает создание картин, рассчитанных на ту или иную группу зрителей. Российскую Федерацию я назвал не случайно, ведь «Бегущая по волнам» — российско-украинский или, если хотите, украинско-российский проект. Поэтому не случайно на съемочной площадке можно встретить представителей Киевской киностудии имени Александра Довженко, Одесской киностудии. Если снова обратиться к жанру, теме, то все они хороши, кроме, как говорится, скучных. На литературном материале Александра Грина мы хотим показать романтическую историю о молодежи прежде всего молодым. Будут в картине элементы мистики, чуда, много музыки. Специально для фильма написано полтора десятка песен. Большую их часть нам предложили популярные среди молодежи авторы — Умецки, Кормильцев, Мазаев. Они писали для таких известных групп, как «Наутилиус Помпилиус», «Моральный кодекс», и других. Для участия в съемках фильма приглашены любимые в народе актеры.

— Назовите их, пожалуйста.Народный артист Алексей Петренко в роли капитана Дюка, на втором плане оператор фильма Григорий Яблочников.

— Не нуждается в особых рекомендациях Петренко, достаточно вспомнить такие кинофильмы, как «Жестокий романс», «Сибирский цирюльник», и другие. У нас он играет роль капитана Дюка. А в образе капитана Геза мы увидим не менее известного актера — Горового. Нашлась у нас работа и для Пороховщикова, других именитых артистов. Роль Фрези Грант мы предложили студентке ГИТИСа Диане Морозовой. Ее партнером предстанет на экране выпускник школы-студии МХАТ Андрей Бирин-Гарвей.

— Наверное, возникали трудности во время съемок. Как, например, Диана Морозова — Фрези ступит на волну?

— Кинотехнологии шагнули далеко вперед. Это сплав кино и компьютерной графики. Здесь особых проблем нет. Обращаемся за консультациями к узким специалистам. В организации подводных съемок нам оказали неоценимую помощь ребята из балаклавского «Аквамарина». А трудности нас ожидали с неожиданной стороны. Мы пришли к печальному выводу, что в Крыму не осталось мест, благоприятных для съемок ретро-фильмов. Везде историческая застройка городов обезображена непродуманными архитектурными объектами. Это в Португалии и других странах Старого Света трепетно сохраняют памятники зодчества. В Балаклаве мы положили глаз на набережную Назукина. Но на втором плане объектив камеры выхватывал «хрущебы», другие выпадающие из стиля исторического центра объекты.

— Однако же Александр Грин писал, что «некоторые оттенки Севастополя» присущи городам, созданным его художественной фантазией. Писатель сам назвал эти города: Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Гертон…Корабли в Лиссе (Балаклаве).

— Увы, Гель-Гью пришлось создавать декораторам на территории 13-го завода. На площади, обрамленной зданиями из фанеры, мы снимали сцену карнавала. А здесь, в Балаклаве, мы воссоздали набережную Лисса. А сам город Лисс, снова же нашими умелыми декораторами, по эскизам художника Бориса Комякова построен на площадках Ялтинской киностудии. Борисом Михайловичем со взыскательным вкусом оформлено 75 кинофильмов, «Бегущая по волнам» стала последней его картиной. Он ушел из жизни в первых числах августа, дней за пять до начала съемок. При жизни художник нашего фильма очень огорчился, когда не смог договориться с новыми владельцами домов в Балаклаве с использованием декораций приспособить все-таки набережную Назукина для съемок. Не вышло. Не нашли мы в стране и судов соответствующего класса. Удалось, правда, оформить аренду николаевской двухмачтовой шхуны «Новая». Ее киношное название «Полярная звезда», а вот трехмачтовая баркентина «Калиакра» приглашена нами из Болгарии. На период съемок — это «Бегущая по волнам». Корабли нам пришлось перекрашивать, а по окончании работы придется возвращать им их родной цвет. Это трудности организационного характера. Но есть и сугубо субъективные творческие проблемы. Двухсерийный фильм «Бегущая по волнам» мы должны сдать в первой половине 2005 года. Несмотря на то, что с августа мы работаем без выходных, мы едва прошли треть пути. Стоит задача в течение изнурительного марафона сохранить свежесть замысла, выдержать тон его осуществления. А это очень трудно.

— Севастополь не случайный пункт в вашей жизни, творческой биографии?

— С 1968-го по 1973 год я учился в Севастопольском приборостроительном институте. Будучи офицером некоторое время работал на космодроме «Плесецк». Потом были ВГИК, мастерская Александра Алова и Владимира Наумова. Будучи студентом пытался участвовать в массовке, когда Алов снимал в Севастополе эпизоды «Бега». В стенах ВГИКа Александр Алов говорил: «Валера, замахивайся на нетленку, не снимай нужник». Пытаюсь следовать рекомендации учителя.

СПРАВКА

В.Ю.Пендраковский в качестве режиссера-постановщика, в отдельных случаях и сценариста, снял кинофильмы: «Не могу» (1986 г. Всероссийский приз «За лучший короткометражный фильм»), «Самоубийца» (1990 г.), «Очень верная жена» (1992 г. Отмечен на кинофестивале в Монреале), «Я свободен, я ничей» (1994 г. Приз «За лучший зарубежный фильм» на кинопоказе в Польше), «За что?» (1997 г.), «Кому я должен, всем прощаю» (1998 г.), «Два товарища» (2000 г. Приз зрительских симпатий на «Киношоке» в Анапе) и другие фильмы.

Другие статьи этого номера