Будни и праздники Севастопольского вокзала

В этом году исполняется пятьдесят лет с момента восстановления и введения в эксплуатацию современного здания железнодорожного вокзала в Севастополе. Как театр начинается с вешалки, так и Севастополь для прибывающих в наш город гостей часто начинается с красавца-вокзала. А ведь он не всегда был таким. После войны на территории нынешнего вокзала от прежнего здания остались лишь стены первого этажа да подбитый танк на привокзальной площади. Разрушенное восстанавливали сообща. Новое здание возводилось на старом фундаменте по проекту архитектора Душкина, и в 1953 году Севастопольский вокзал предстал перед посетителями в слегка обновленном (архитектурно) виде. Потом вокруг здания появились красавцы-каштаны, а привокзальную площадь украсила ухоженная клумба.

Сегодня вряд ли можно представить себе Севастополь без стабильно работающего железнодорожного вокзала. Не так давно прочитал в «Славе Севастополя» заметку о том, что в сезон летних отпусков уехать из города сложно, но можно. И сразу вспомнилось время, когда у касс предварительной продажи билетов, находившихся на ул. Гоголя, 29, люди давились в очередях. По утрам собирались тысячные толпы желающих уехать из города, которые нередко перекрывали дорогу, препятствуя движению транспорта. У касс составлялись списки, вечером велась перекличка и очередникам присваивались новые номера. И так каждый день на протяжении более чем двух месяцев. …1983…

Меня направили работать в Севастополь начальником железнодорожного вокзала в апреле 1964 года. Первое трудовое лето в городе для меня было сплошным кошмаром. Каждые три-четыре дня поступал вызов из горкома или горисполкома, где проводились нелицеприятные беседы, завершающиеся требованием: «Делай, что хочешь, но порядок наведи!» За два года в Севастополе сменилось три начальника вокзала (я был четвертым), дисциплина была слабая, коллектив разуверился в руководителях. Осень и зиму пришлось ездить по вокзалам страны в поисках лучшей организации работы. Посмотрел и понял, что работу тормозят посадочные талоны. После их отмены и введения в 1966 году должности диспетчера, координирующего работу кассиров, составление списков и вечерние переклички у билетных касс прекратились и «народное радио» разнесло по стране, что в Севастополе больше нет трудностей с приобретением билетов. К нам потянулись отдыхающие. Уже в 1970 году было обслужено 500 тыс. пассажиров, а в 1975 году — 750 тысяч.

Говоря об этом, не могу не упомянуть единомышленников, благодаря которым это стало возможным. Первыми севастопольскими диспетчерами стали старшие билетные кассиры Н. Дыба и Н. Дзюба. Активное участие в обновлении системы работы билетных касс также принимали старшие билетные кассиры Т. Сузанская, Е. Фурса, билетные кассиры З. Левкина, Л. Дуброва, Л. Кузьменко и многие другие. …и 2003 годах.

Самым трудным участком обслуживания была Северная сторона: отдыхающих много, а связи нет. Так вот, принимать заказы там вызвалась билетный кассир В. Черкас. Она обосновалась прямо на большом камне возле причала для катеров, установив рядом табличку: «Здесь принимаются заказы на железнодорожные билеты», и дело пошло. Со временем удалось увеличить количество билетных касс. Мы научились зарабатывать деньги, и теперь уже к нам в Севастополь приезжали за опытом. К 1985 году мы обслуживали 1 млн 250 тыс. пассажиров в год — на тех же площадях перевозки выросли в пять раз, доходы — в восемь. Вопрос о строительстве нового, более крупного железнодорожного вокзала между центром города и Стрелецкой (эта идея активно прорабатывалась в сложные 70-е годы) больше не поднимался.

В настоящее время Севастополь обслуживается семью железнодорожными станциями. Это единственный город в Украине, имеющий транспортную инфраструктуру, в которой работает около двух тысяч железнодорожников. К сожалению, ни один из них за прошедшие 50 лет так и не был отмечен званием «Заслуженный работник транспорта Украины». Железная дорога не прекращала работу даже в период развала Советского Союза, когда простаивали другие транспортные предприятия. И хотя железнодорожники по три месяца не получали зарплату, поезда ходили по расписанию, да и льготники продолжали ездить бесплатно, хотя компенсацию железной дороге никто не платил. Мы это пережили. Однако на городской Доске почета вы не найдете даже намека на железнодорожников. Очень жаль, что о такой крайне необходимой для города организации, как наша, вспоминают лишь тогда, когда нужно срочно куда-то уехать.

Другие статьи этого номера