В институте последипломного образования состоялось заседание общественного комитета родителей и педагогов образовательных учреждений по подведению итогов за девять месяцев текущего года проводимой в Севастополе акции «Забота». Результаты оказались «впечатляющими» — только в шести из 60 севастопольских школ учащиеся и родители проявили заботу о детях-сиротах и детях-инвалидах. Прокомментировать ситуацию мы попросили координатора акции «Забота» методиста по социально-педагогической работе ИПО Татьяну Бессонову.- В Украине, странах СНГ всегда поддерживались давние добрые традиции благотворения: новогодние и пасхальные раздачи милостыни и пищи неимущим, частные пожертвования детям-сиротам, больным, детским домам, интернатам, приютам, приемникам-распределителям, реабилитационным центрам, — рассказывает Татьяна Ивановна. — Для того чтобы социальная среда, окружающая детей, не казалась им пугающей и полной неожиданностей, нужно научить ребят понимать ее. Воспитывая в детях готовность прийти на помощь старикам, своим больным сверстникам, мы сможем получить поколение добрых, милосердных граждан, неравнодушных к чужому горю. В этом и состоит сердцевина социального воспитания.
Вопрос о воспитании милосердия и гуманизма у учащихся обсуждается в городе не первый год. С этой целью совместно школой и семьей ежегодно организуется акция «Забота», которую уже можно считать традиционной. Однако в этом году результаты оказались удручающими. Выяснилось, что в большинстве севастопольских школ работа в данном направлении практически не ведется. Учащиеся и родители только шести из 60 севастопольских школ проявили заботу о детях-сиротах и детях-инвалидах, воспитанниках детских домов и специализированных интернатов. Среди активных участников акции — коллективы школ 1, 8 (МО РФ), 20, 38, 45, 46. На высоте также оказались студенты факультета журналистики МГУ и частные школы «Развитие», «Таврида», «Традиционная гимназия», где разработаны и постоянно действуют программы милосердия.
Акция продолжается, и у всех желающих еще есть возможность проявить себя. Педагогическим коллективам рекомендовано проводить работу по следующим направлениям: организация обязательной социальной практики старшеклассников в социуме; создание отрядов волонтеров по месту жительства и формирование положительного отношения общественности к их деятельности; участие детей совместно с родителями в ежегодной акции «Забота» (25 декабря — 15 января, 15 мая — 1 июня), а также организованное участие в благотворительных акциях в 2003-2004 учебном году в интернатах, детских приютах, реабилитационном центре Детского фонда для детей-инвалидов в Гагаринском районе (рекомендовано школам Нахимовского и Гагаринского районов), приемнике-распределителе, детских-домах 1 и 2, семейном детском доме, городском реабилитационном центре для детей-инвалидов (школы Ленинского района и частные школы), центре охраны матери и ребенка — детских отделениях для брошенных детей до 1 года, для детей из неблагополучных семей, которых не посещают родители (школы Балаклавского района).
Если вы хотите, чтобы помощь приходила в ваши школы — будьте милосердны к тем, кому очень тяжело в этой жизни. Дополнительную информацию можно получить по телефону 55-01-78 (кабинет социально-педагогической работы ИПО).
Я училась в советской школе. В то время нас, восьмиклассниц, на летнюю практику отправляли работать в детские сады. Ровно месяц 14-15-летние девчонки таскали тяжеленные ведра с кашами и супами, кормили, водили на прогулку, вытирали носы и ставили для малышей спектакли… Сейчас другие времена. Сегодняшний волонтер-школьник востребован не всегда. Предлагая свою помощь социальным учреждениям, очень часто ребята не встречают понимания у их руководителей. Потому что программ задействования волонтеров у предприятий, учреждений сегодня, по сути, нет. Социальная практика существует во многих странах Европы. Почему бы и нам не присмотреться повнимательнее к этому полезному опыту?