Законодательная база, которая регулирует взаимоотношения государства и физических лиц, в последнее время существенно изменилась. Изменилась настолько, что назрела необходимость ее разъяснения на страницах средств массовой информации. Специалистам госналоговой инспекции в Ленинском районе предложено выступить в «Славе Севастополя» по положениям регламентирующих документов, которые вызывают среди населения повышенный интерес.В Украине продолжается налоговая реформа, и каждый гражданин нашей страны уже с 1 января 2004 года реально ощутит это, т.к. именно с этого времени вступит в силу закон Украины 889 «О налоге с доходов физических лиц». Закон этот придет на смену хорошо известному декрету Кабинета министров Украины «О подоходном налоге с граждан», который регулировал налогообложение доходов граждан более 10 лет.
Сегодняшняя публикация познакомит читателей с некоторыми положениями нового закона. Плательщиками налога являются физические лица: наемные работники, самозанятые лица (в т.ч. предприниматели и лица, ведущие независимую профессиональную деятельность), а также граждане, получающие прочие доходы.
В понимании нового закона граждане делятся на 2 категории: резиденты, чьи доходы облагаются по ставке 13%, и нерезиденты — для них ставка по новому закону составляет 26%. Чтобы оказаться резидентом, достаточно иметь в Украине место жительства и /или центр жизненных интересов — тесные личные или экономические связи.
Кроме того, для отдельных видов доходов установлены особые правила налогообложения — речь идет о подарках, доходах от аренды имущества, инвестиционном доходе, превышении данных под отчет сумм и т.д., и об этом мы поговорим отдельно.
В целях создания равных условий налогообложения для всех налогоплательщиков предлагается отмена некоторых льгот и привилегий по профессиональному признаку. Теперь налог с доходов будут уплачивать работники сельскохозяйственных предприятий, предприятий атомной энергетики, военнослужащие, судьи и т.д.
Начисление и удержание налога с доходов, выплачиваемых наемным лицам в виде заработной платы, будут производиться работодателем. При этом исчезает такое понятие, как работа по основному или не по основному месту. Для гражданина-резидента удержание подоходного налога будет производиться по ставке 13% применительно к любому месту работы.
Очень важным новым моментом является то, что при начислении дохода наемным работникам, даже в случае нерегулярной выплаты заработной платы, налог, подлежащий удержанию с начисленного дохода, подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом, для месячного налогового периода (т.е. в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца). При начислении заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонды общегосударственного социального страхования.
Кроме того, закон дает определенным категориям граждан возможность воспользоваться так называемой социальной льготой.
С 1 января 2004 года налоговая социальная льгота будет применяться к доходу, полученному как заработная плата в течение отчетного налогового месяца, если размер дохода не превышает суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного года, умноженной на 1,4 и округленной к ближайшим 10 гривнам (510 гривен).
На 2004 год социальная льгота установлена в размере 30% от минимальной заработной платы. Поскольку на 1 января минимальная заработная плата будет составлять 237 гривен, то социальная льгота в 2004 году будет составлять 71,1 гривны. Значит, физическое лицо, которому начисляется заработная плата менее 510 гривен, может воспользоваться этой социальной льготой — т.е. его доход будет уменьшен на 71 гривну и оставшаяся сумма будет облагаться по ставке 13%. Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.09.2003 г. 461 издан «Порядок информирования органами Государственной налоговой службы Украины налогоплательщиков о наличии нарушений применения налоговой социальной льготы», и применение социальной льготы будет производиться в соответствии с этим документом.
Если гражданин имеет доход более высокий, то социальной льготой он не сможет воспользоваться и весь его доход будет облагаться по ставке 13%.
В следующих публикациях я продолжу разъяснять основные положения Закона о налоге с доходов физических лиц.