Сбор налогов, как игра в шахматы: ход ради результата

Фактором риска для наполнения севастопольской казны в 2004 году аналитики называют снижение поступлений подоходного налога в связи с введением 13-процентной ставки. Где налоговая служба видит резерв восполнения потерь — тема интервью с начальником управления налогообложения физических лиц государственной налоговой администрации в г.Севастополе Т.П.БОРОДИНОЙ.- Татьяна Павловна, вначале о прогнозе, пожалуйста…

— Подоходный налог в последние годы имеет наибольший удельный вес в городской структуре доходов, причем его доля постоянно увеличивается: в 2000 году такой показатель зафиксирован на уровне 61 %, в 2001-м — 65 %, в 2002 году — уже 72 %, за 10 месяцев 2003-го — 70%. Ожидаемый объем поступлений по этому году составит порядка 140 миллионов гривен, хотя прогноз предусматривал выйти на цифру 152 миллиона. Причина разрыва в том, что обещанное повышение минимальной заработной платы до 237 гривен с 1 июля так и не состоялось, оно войдет в силу лишь с 1 декабря нынешнего года. Кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 января 2004 года 13-процентной ставки подоходного налога большинство предприятий, видимо, предпочтет сократить бюджетные платежи, начислив их с тринадцатой и даже декабрьской зарплаты только в январе будущего года. Особенно пристально нами сейчас рассматривается прогнозная картина будущего года. Реально виден объем мобилизации в 106 миллионов гривен, что, однако, на 28 процентов меньше ожидаемых поступлений этого года. Можно так аргументировать предстоящие потери: сегодня применяется необлагаемый минимум доходов в 17 гривен, новый закон предусматривает в перспективе не брать налоги с минимальной заработной платы (237 грн), но чтобы избежать бюджетного вакуума, с 1 января 2004 года первоначально не будет браться налог с 30-процентного ее размера, то есть 71 гривны 10 копеек, поэтому сумма удержания сократится в полтора раза.

Проанализировав отчеты 8-ДР и 7-ДР предприятий и предпринимателей, мы увидели, что потери подоходного налога в 2004 году могут составить порядка 43 миллионов гривен. Из них 12 миллионов придется на Черноморский флот РФ, чьи поступления в 2002 году достигли 40,4 миллиона гривен, или 33 процентов в общем объеме.

— Как думаете их восполнить, чтобы финансирование социальной инфраструктуры Севастополя не пострадало ?

— Скажу откровенно, что факторы возможного роста поступлений всегда сложнее просчитать, чем парадигму потерь. Однако ситуация не пущена на самотек, этого никто не позволит нам, да и мы сами себе. Во-первых, можно ожидать, что муниципальный проект борьбы с теневой зарплатой, инициированный руководителем налоговой службы Севастополя В.В.Саратовым, просветил людей и работники будут настаивать не просто на повышении заработной платы, но и на легальной ее выплате. Во-вторых, наблюдается рост заработной платы как на крупных предприятиях, так и в среднем бизнесе. Если в 2002 году сложившаяся средняя заработная плата по Севастополю составляла 321 гривну, с начала нынешнего года — уже 505 гривен, в 2004 году, по прогнозу, она достигнет 600 гривен, то есть можно рассчитывать на рост поступлений за счет этого фактора . Кроме того, налогообложению подлежат ранее не практиковавшиеся сферы, например, доход с реализации продукции, выращенной в собственном подсобном хозяйстве, в более отдаленной перспективе — с банковских депозитов, при продаже недвижимости, существенно снижен и механизм льготного налогообложения. Приходится надеяться на прибавку к бюджету и за счет так называемых непопулярных мер. Речь идет о пересмотре отдельных параметров упрощенной системы налогообложения. Вопрос, как вы знаете, вызвал острую дискуссию, окончательное решение пока не принято. Кроме того, по мнению экспертов, у городских бюджетов не только в Севастополе, но и по всей Украине есть большие резервы дополнительных доходов от налога на землю. Более разумной может быть и политика принятия внутригородских ставок единого и фиксированного налогов. Поэтому важно найти консенсус, чтобы не повредить малому и среднему бизнесу города, но и получить резервные средства, особенно на первое время. Главное же, если граждане и предприятия приобретут привычку платить налоги, бюджеты всех уровней обязательно выиграют. Налоговая служба управляет таким процессом, на заседаниях комиссии с руководителями 56 СПД Севастополя, имеющими более чем миллионный годовой валовой доход при низкой налоговой нагрузке, ведутся собеседования об увеличении платежей как налога на прибыль, так и подоходного налога, поскольку отчеты 8-ДР показывают здесь выплату заработной платы ниже минимально установленной. Наверняка это тоже даст результат…

— И хотя бы кратко, пожалуйста, об изменениях в вашей работе после введения нового закона «О налоге с доходов физических лиц»…

— Меняется очень многое в связи с введением налогового кредита. Порядка 150 тысяч налогоплательщиков работающего населения Севастополя и 20 тысяч СПД обратятся к нам, чтобы воспользоваться этим элементом ослабления налоговой нагрузки. Перерасчета подоходного налога, как он делался до сих пор по итогам кампании декларирования, не будет, останется только его возврат. Перестанут облагаться налогом денежные средства или имущество, использованные гражданами для помощи на лечение и медицинское обслуживание, всевозможные формы обучения. Такой пакет социальных льгот подтверждает, что многие еще больше будут заинтересованы сдавать налоговые декларации. На оптимистичный сценарий наполнения городского бюджета повлияет и рост зарплаты на предприятиях, который должен стимулировать внутренний спрос, здесь хорошие перспективы открываются перед малым и средним бизнесом.

Другие статьи этого номера