Новый взгляд с семилетней ступеньки

Семь лет исполнилось отечественной налоговой реформе. Ее достижения — создание государственного реестра физических лиц, введение упрощенной системы налогообложения, борьба с теневой экономикой — неоспоримы. Идеологией налоговой практики стали партнерство и гармонизация отношений с плательщиками. Но и проблем у налоговой службы множество. В каком направлении будет развиваться столь важная для государственного благополучия структура — тема интервью с начальником управления общественных связей и массово-разъяснительной работы государственной налоговой администрации в г.Севастополе Т.А.КУРСЕЕВОЙ.- Татьяна Анатольевна, севастопольцам, наверняка, было бы интересно иметь информацию о концепции модернизации Налоговой службы Украины…

— Мы сами получили такой документ совсем недавно, рекомендовано сделать его достоянием широкой гласности, поэтому с удовольствием расскажу о видении подходов и сути модернизации. Не буду подробно останавливаться на том, что деятельность налоговой службы государства утверждает принцип справедливого распределения доходов между теми, кто может сам зарабатывать, и нуждающимися в социальной поддержке за счет бюджета. Об этом много пишется и говорится, ведь, например, возможность повышать пенсии ветеранам упирается как раз в эффективность наполнения казны. Итак, модернизация ориентирована на перестройку системы администрирования налогов. Если говорить об идеологии такого процесса, то сегодня наблюдается не только рост добровольности уплаты налогов, но и конфронтация бизнеса и контролирующих органов. Это рождает тенденцию использования схем уклонения от уплаты налогов, псевдоубыточность предприятий, фиктивные фирмы и так далее. Противостоять таким пагубным явлениям и призвано устранение организационных просчетов в администрировании налогов, создание максимальных удобств и рационального механизма взаимодействия как для налогоплательщиков, так и для налоговых специалистов. То есть предстоят реорганизация и усовершенствование по всему фронту направлений нашей работы: от создания методик для комплексного анализа деятельности предприятий и предпринимателей до определения фактической налоговой базы на основании разных источников и устранения дефицита внимания к проблемам каждого конкретного плательщика.

— На первый взгляд, положения проекта модернизации не новы, названные вами подходы соответствуют контексту европейского подхода наполнения государственной казны без социальной напряженности. Какими будут этапы модернизации и есть ли условия для ее проведения?

— Проект рассчитан на десятилетний период с фазами 2003 — 2007 и 2008 — 2013 годов. В первую очередь предстоит провести пересмотр системы управления и операционной деятельности. Кстати, организационное перераспределение функций между отраслевыми подразделениями ведется и сегодня. На это влияют изменения законодательства, когда требуется более четко отработать тот или иной участок налогового контроля, да и сама по себе наша структура является достаточно гибкой, что позволяет оперативно проводить внутренние организационные преобразования. На перспективу речь идет об укрупнении и объединении налоговых органов. Поскольку уже три года как в регионах созданы, например, офисы для работы с крупными плательщиками, структурные изменения всей системы тоже будут рациональны и глубоко мотивированы. Вообще же предусматривается серия пилотных проектов по основным направлениям деятельности. Каждый отраслевой налоговый специалист районного звена и сегодня сформулирует, решение каких проблем позволило бы оптимально выполнять поставленные задачи, поэтому частные проработки сконцентрируют такие усилия. Планируется провести также уточнение перечня платежей, налоговой отчетности и ведения документооборота. Первое пойдет в одном ряду с приближением к Налоговому кодексу, второй и третий моменты завязаны на внедрение механизма «единого окна» с открытиями операционных залов, где инспектора будут принимать весь пакет отчетов. Предусматривается дальнейшее развитие уже 7 лет действующей бесплатной справочно-информационной налоговой службы «007», создание телефонных консультационных центров. Важнейшим условием таких перемен является комплексное информационное обеспечение через создание высокоэффективных центров обработки данных, их роль для налоговой службы огромна. Они позволят функционировать единому государственному реестру плательщиков — вот основное без детализации.

Что касается условий для проведения модернизации, то она, конечно же, потребует значительного привлечения средств. Поэтому 4 сентября этого года вице-премьер-министр Украины, министр финансов Н.Я.Азаров подписал Кредитное соглашение с директором Мирового банка Лукой Барбоне о финансировании проекта модернизации. Предусмотрено гибкое финансирование проекта с участием займа. Следующим шагом должна стать ратификация документа Верховной Радой.

— О каких еще принципиальных подходах модернизации вы считали бы важным сказать?

— Планируется улучшить механизм рассмотрения жалоб и обращений, решения спорных вопросов, сократить время реагирования на обращения граждан, создать внутреннюю программу поддержки и решения проблем плательщиков. И если приоткрывать завесу над нашей «кухней», будет создана система отбора плательщиков для проверки исходя из критериев налоговых рисков, что позволит минимизировать влияние субъективного фактора на выбор кандидатов для документальных и оперативных проверок и обеспечит таким образом выявление и предупреждение нарушений на ранней стадии, при этом добросовестные плательщики не будут подвергаться безосновательным проверкам. И, естественно, в центре внимания останется широкая просветительная работа с населением.

Другие статьи этого номера