Наш корреспондент встретился с одним из организаторов и участников заседания — народным депутатом Украины И.В.ВЕРНИДУБОВЫМ, являющимся первым заместителем председателя комитета Верховной Рады, и задал ему несколько вопросов.- Иван Васильевич, проведение выездного заседания наводит на мысль, что криминогенная ситуация в Крыму вышла за пределы допустимого и стала представлять общественную опасность.
— Действительно, в Крыму в вопросах соблюдения законности есть немало проблем, но я бы не стал их драматизировать и противопоставлять обстановку на полуострове ситуации в областях Украины. Скорее всего можно говорить об определенной социально-экономической и политической специфике региона. Какой-то заданности, нацеленности комитета на проверку именно автономии не было изначально. Мы уже провели подобные заседания в Донецке, Одессе и Львове. Теперь очередь дошла и до Крыма.
За полтора года работы парламента нынешнего созыва был приобретен определенный опыт проведения таких акций. В Симферополе мы поработали наиболее плодотворно. Подготовка к выездному заседанию шла около трех месяцев. В сентябре в Генеральную прокуратуру, МВД, СБУ, в Госкомитеты по земельным ресурсам, по строительству, в ряд других центральных ведомств были направлены официальные запросы проверить в Крыму соблюдение законодательства, регулирующего приватизационные процессы, вопросы предоставления и налогообложения земельных участков, полноты арендной платы за них.
Рассылка пакета тематических запросов была в некоторой мере новой формой взаимодействия Верховной Рады с органами исполнительной власти, поэтому к возникшим первоначально в этом деле неувязкам отношусь с пониманием и не могу согласиться с депутатами, проявившими амбициозность и нетерпение в ожидании ответов на запросы из центральных органов исполнительной власти.
Перед выездом в Симферополь члены нашего комитета уже имели из нескольких источников исходные статистические данные о работе правоохранительных органов и органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения законности, поэтому мы составили личное, независимое мнение о том, насколько успешно они противодействуют организованной преступности и коррупции.
— Иван Васильевич, есть два полярных отношения к статистике. По известному выражению, она знает все. Некоторые же полагают, что статотчетность используется для того, чтобы увести от истины. И тем не менее назовите несколько цифр, характеризующих работу правоохранительных органов.
— За девять месяцев этого года в автономии совершено 19 078 только зарегистрированных преступлений. Это на 5,8 процента больше прошлогоднего показателя за такой же период. Почти на столько же выросло число тяжких и особо тяжких преступлений. С начала года в Крыму выявлено 25 организованных преступных группировок. 59 их членов привлечены к уголовной ответственности. Это на 30 человек меньше прошлогоднего. Причем суд приговорил к лишению свободы только 37 человек. По фактам коррупции правоохранительными органами Крыма направлено в суд 215 уголовных дел. За девять месяцев этого года их набралось 136. При изучении парламентским комитетом данного вопроса выяснилось, что по фактам коррупционных деяний к административной ответственности не привлечено ни одного госслужащего первой, второй и третьей категорий. Создается впечатление, что закон нарушают только нижние чины, хотя вряд ли это так на самом деле.
Особое внимание на заседании было уделено анализу причин нарушения законодательства, регулирующего предоставление и целевое использование земельных участков, внесение за них налога и арендной платы. Эти нарушения, принявшие массовый характер, нанесли бюджету автономии ущерб в 25,4 млн гривен. По горсовету Алушты из-за предоставления земельных участков без заключения договоров аренды и безосновательно заниженной арендной платы и незаконного освобождения от нее в городской бюджет не поступило около 110 тысяч гривен. По Ливадийскому сельсовету ущерб составил 719 тысяч гривен.
— Некоторые выступившие на заседании руководители исполнительных и представительных органов власти объясняли недостатки в борьбе с экономическими преступлениями несовершенством нормативной базы.
— Идеального, полностью сбалансированного законодательства нет ни в одной стране. Его просто не может быть. Особенно в нашей стране, находящейся на переходе к новой социально-экономической формации. Я настороженно отношусь к людям, которые все свои недоработки готовы списать на несовершенство закона. Кто хочет жить по закону и совести, находит возможность делать это, а кто руководствуется личными интересами и выгодами, — ищет оправдания. Вместе с тем не могу не сказать о действительно назревшей необходимости внесения поправок в ряд законов, несогласованность которых создает сложности в решении насущных социально-экономических проблем. А определенная категория должностных лиц использует эту несогласованность для манипулирования нормативными актами. Вот, к примеру, закон «О собственности» был принят еще в 1991 году и несет в себе отголоски административно-командной системы и даже противоречит Конституции. Земельный кодекс, введенный в действие в январе 2002 года, в сущности, не дает возможности пресекать самозахват земли. На заседании совершенно обоснованно говорилось о том, что Закон о местном самоуправлении, реализующий идею децентрализации власти, вместе с тем лишил возможности вышестоящие органы отменять решения, принятые нижестоящими органами. Сельские и поселковые советы стали как бы неуправляемыми и неподвластными даже парламенту автономии. Учитывая эти обстоятельства, наш комитет будет инициировать рассмотрение на заседании парламента поправок в упомянутые мною законы.
— Иван Васильевич, на заседании анализировалась организационно-правовая работа по предотвращению нарушений законности в Крыму. Какой был смысл присутствия руководителей органов исполнительной власти Севастополя? У них и своих проблем достаточно.
— Формально наш город является обособленным от автономии административно-территориальным образованием. Фактически же по социально-экономическим, демографическим и другим показателям Севастополь и Крым — это один регион. Во многом нас объединяют и одинаковые причины, которые порождают нарушения законодательства. Возьмем, к примеру, земельные отношения. В ходе проверки, проведенной Генпрокуратурой в этом году, в Крыму выявлены многочисленные факты незаконного строительства жилья в заповедной зоне, перепродажи земли и использования ее не по назначению. Аналогичные нарушения есть и в Севастополе.
Я пока не располагаю документальными подтверждениями того, что некоторые депутаты горсовета оформили на себя и своих родственников и знакомых несколько земельных участков с целью их застройки и перепродажи. Кроме того, есть случаи самозахвата земли в прибрежной зоне. Я говорю это к тому, что в начале следующего года планируется проведение выездного заседания нашего комитета в Севастополе. И тогда тайное станет явным. Для наших и крымских сотрудников правоохранительных органов это было еще и возможностью более четко скоординировать свое взаимодействие, которому необходимо придать системный характер.
Хочу особо подчеркнуть, что выездное заседание было очень поучительным и позволило более масштабно взглянуть на многие проблемы. Вместе с тем проведенная нашим комитетом акция — это лишь начало работы по наведению порядка и законности. О том, насколько эффективно смогут организовать ее правоохранительные органы во взаимодействии с местными органами власти, можно будет судить через полгода, когда парламентский комитет повторно проанализирует состояние борьбы с коррупцией и организованной преступностью в Крыму, а затем в Севастополе.