Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 7o

Как избежать «школьного неуспеха»?

Реформа общего среднего образования, переход начальной школы на четырехлетнее обучение предполагают вовлечение шестилетних детей в систематическое обучение. Задача взрослых — помочь малышам адаптироваться к школе.Школьная реформа продолжается. И если работники образования по долгу службы...

Реформа общего среднего образования, переход начальной школы на четырехлетнее обучение предполагают вовлечение шестилетних детей в систематическое обучение. Задача взрослых — помочь малышам адаптироваться к школе.Школьная реформа продолжается. И если работники образования по долгу службы неукоснительно следуют положениям закона Украины «Об общем среднем образовании», то родители школьников порой продолжают сомневаться в целесообразности перехода нашей страны на новые, близкие к европейским, стандарты образования. Особенно их пугает тот факт, что наши ребята, как дети всех цивилизованных европейцев, будут учиться в школе 12 лет.

В этом году порог школы впервые переступили 2869 первоклас-сников, 1786 из которых (62%) на момент начала школьных занятий исполнилось шесть лет. Теперь родители нынешних первоклашек-шестилеток могут вздохнуть спокойно, так как свой выбор они уже сделали. Остальным мамам и папам, так и не решившимся на этот ответственный шаг, придется смириться с тем фактом, что, поступив в следующем году в первый класс в семилетнем возрасте, их чадо окончит школу в…19 лет! Впрочем, есть и другая проблема. Государство, объявив грандиозную реформу образования, должным образом ее не профинансировало, предоставив решать возникающие в связи с этим вопросы педагогам и родителям малышей. И чтобы детям не пришлось расплачиваться за чье-то амбициозное стремление приблизиться к «мировым» стандартам набором хронических болячек (по статистике 40% шестилеток по уровню интеллектуального развития не готовы идти в школу, а переживаемые детьми стресс и перегрузки приводят к тому, что лишь 30% выпускников покидают школу относительно здоровыми), всем заинтересованным лицам придется изрядно потрудиться, чтобы помочь ребятам адаптироваться к новым условиям. Как это сделать? Данный вопрос обсуждался в ходе «круглого стола» специалистами управления образования и науки, ИПО и представителями родительской общественности города.

Как отметила главный специалист городского управления образования и науки по дошкольному воспитанию Наталья Козырева, работа по постепенному переходу на 12-летнее обучение в городе была начата в 2000 году, когда из детских садов в школу ушло около ста шестилетних ребят. В 2001 году таких ребят было более 700, а в 2003 — уже 84% от посещающих старшие группы дошкольных учреждений детей. Впрочем, проведенный накануне учебного года опрос показал большой разброс мнений. Одни родители считают, что отдавать ребенка в школу можно лишь по достижении 7-летнего возраста, другие готовы посадить свое чадо за школьную парту уже в пять с половиной лет. И хотя наукой доказано, что период обучаемости физически здоровых детей наступает с пяти лет, торопиться все же не стоит. Маленькие дети не готовы к тем нагрузкам, которые им приходится испытывать в школе. Если в детском саду есть еще необходимые шестилеткам спальни и игровые комнаты, то в школе они отсутствуют. Поэтому идеальной моделью для шестилетних первоклассников специалисты считают организацию учебного процесса на базе детского сада.

В настоящее время из 125 первых классов в дошкольных учреждениях организованы 22. В них первую половину дня с детьми занимаются учителя, а после обеда — воспитатели. В таких условиях ребенок получает лишний год для адаптации в привычных условиях. Но так везет, естественно, не всем. Тем первоклассникам, которые отправились грызть гранит науки в обычную школу, адаптироваться к учебному процессу обязаны помочь учителя и родители.

По словам методиста по начальным классам ИПО Надежды Чирцовой, в каком бы возрасте ни поступил ребенок в школу, он все равно будет испытывать трудности. Однако у детей постарше адаптация проходит легче. Поэтому обучение шестилетних детей должно быть особым. Чтобы сформировать коллектив и создать в классе комфортную обстановку, учитель должен быть психологом. А закрепление положительных результатов в домашних условиях входит в обязанность родителей.

Чтобы ребенок адаптировался к школе как можно быстрее, прежде всего во второй половине суток ему необходимо организовать правильный режим дня. Главное — создать такие условия, чтобы малыш мог проявить свои способности. У него должны быть ежедневная 2,5-3-часовая прогулка, полноценное питание, свой рабочий уголок. По мнению специалистов, основная ошибка родителей первоклассников заключается в том, что они, порой в ущерб здоровью, заставляют детей выполнять больший объем работы, чем нужно. Заставлять малыша несколько раз переписывать одно и то же задание неразумно, так как это вызовет у него не только усталость, но и стойкое отвращение к урокам. Необходимо также следить за осанкой — ребенок обязан правильно сидеть, на рабочем месте ему должно быть комфортно, а помещение проветрено. Вместо «отдыха» перед экраном компьютера или телевизора (в день разрешается не более 15-30 минут) предложите ребенку прогуляться на свежем воздухе.

По мнению специалистов, успехи ребенка в школе прежде всего зависят от его физического, психического здоровья и умения взрослых вовремя помочь первокласснику справиться со стрессом и возникающими проблемами. Оценка физического развития ребенка (соответствие возрасту роста и веса, быстрота, ловкость, выносливость), как правило, дается при прохождении медкомиссии в ходе оформления документов в школу. Тогда же оценивается и уровень его психологической готовности к обучению.

К слову, не последнюю роль здесь играет желание ребенка учиться в школе. Если малыш заявляет, что хочет учиться, чтобы «быть умным, как папа», за него можно быть спокойным. А если рвется сесть за школьную парту только потому, что в школу ходят его друзья, там будет новая обстановка и учитель (т.е. появляется возможность почувствовать себя более взрослым), — в этом случае возможен так называемый «школьный неуспех». Иными словами, если ваш ребенок умеет читать и считать до десяти, не понимая, зачем ему это нужно, — это не значит, что ему гарантирован успех в обучении.

В случае детского неуспеха родителям ни в коем случае нельзя показывать малышу, что они переживают. Ребенку нужно помочь справиться с проблемами, и со временем все наладится. Следует помнить, что в период адаптации первоклассников, который происходит с начала учебного года где-то до марта, учитель в основном ориентируется на середнячков. И если ваш ребенок выполняет задание медленнее, чем одноклассники (у меланхоликов и флегматиков такой темп работы и переделать их практически невозможно), лучше смириться с этим фактом, а не перегружать малыша в ущерб его здоровью бесконечными переписываниями работ.

Кстати, указать на имеющуюся проблему может тот факт, если ребенок в начале учебного года ведет себя в школе спокойно, а к новогодним праздникам начинает нарушать дисциплину. Скорее всего это происходит из-за чрезмерных нагрузок.

Что же делать родителям? Специалисты рекомендуют больше разговаривать с детьми. В данном случае не столь важно, сколько знает ваш ребенок, а то, как он умеет группировать полученную информацию, обсуждать и пересказывать ее.

Пожалуй, самое больное место современных первоклассников — это моторика. Ребенку трудно учиться писать. Чтобы укрепить мышцы рук, в свободное время предлагайте ребенку лепить, работать с играми-конструкторами, штриховать рисунки, завязывать шнурки. Быстрее приспособиться к школьной жизни ребенку помогают также ролевые и развивающие игры, вырабатывающие умение слушать учителя.

Ребенок, который здоров, любим в семье, которого ни с кем не сравнивают, а отмечают лишь его успехи и вселяют веру в собственные силы, может добиться многого. По крайней мере, как утверждают специалисты, проблем в обучении у него быть не должно.

Информация к размышлению

В Севастополе в 2002-2003 учебном году впервые за школьные парты в 157 классах сели 3856 первоклассников, а в 2003-2004 учебном году — почти на тысячу меньше. В прошлом году среди первоклассников преобладали семилетние дети (70%), в этом году — шестилетние.

Ученые доказали, что витамины влияют на интеллект. Всемирная организация здравоохранения считает дефицит витаминов особым голодом, который приводит к задержке в умственном и физическом развитии. Особенно важны для здоровья и правильного развития интеллекта ребенка йод, железо и цинк.

Если ребенок устает в школе, попробуйте воспользоваться «бабушкиным» советом. Возьмите 300 г грецких орехов, 300 г кураги, 2 лимона, пропустите через мясорубку и смешайте с медом (300 г). Ребенку давать по 1 ч.л. в день. Смесь хранить в холодильнике.

Специалисты полагают, что сопутствующей причиной частых простудных заболеваний первоклассников является неспособность быстро адаптироваться к новым условиям и нагрузкам. Чтобы предотвратить нежелательные последствия стресса, родителям рекомендуется:

— психологически помочь ребенку справиться с проблемами, расспрашивая его обо всем, что происходит в школе, а не только о том, что он ел и что ему задали на дом;

— поддерживать у ребенка позитивный настрой на школу и не ругать за ошибки и помарки.

Нельзя позволять детям питаться в школе одними чипсами, пирожками, сладостями, запивая все это сладкой водой — при ежедневном потреблении эти продукты чрезвычайно вредны для здоровья. Ребенок должен получать сбалансированное питание и обязательно хотя бы раз в день — горячую пищу. Основное правило — как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов. А чтобы у малыша не было проблем с осанкой, купите ему рюкзачок, который равномерно распределяет нагрузку на позвоночник. Необходимо также следить за тем, чтобы малыш правильно сидел, выполняя домашнее задание: стол и стул должны соответствовать росту и возрасту ребенка. Нужно также позаботиться и о мягком освещении, которое должно падать с левой стороны.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ