Реформа общего среднего образования, переход начальной школы на четырехлетнее обучение предполагают вовлечение шестилетних детей в систематическое обучение. Задача взрослых — помочь малышам адаптироваться к школе.Школьная реформа продолжается. И если работники образования по долгу службы неукоснительно следуют положениям закона Украины «Об общем среднем образовании», то родители школьников порой продолжают сомневаться в целесообразности перехода нашей страны на новые, близкие к европейским, стандарты образования. Особенно их пугает тот факт, что наши ребята, как дети всех цивилизованных европейцев, будут учиться в школе 12 лет.
В этом году порог школы впервые переступили 2869 первоклас-сников, 1786 из которых (62%) на момент начала школьных занятий исполнилось шесть лет. Теперь родители нынешних первоклашек-шестилеток могут вздохнуть спокойно, так как свой выбор они уже сделали. Остальным мамам и папам, так и не решившимся на этот ответственный шаг, придется смириться с тем фактом, что, поступив в следующем году в первый класс в семилетнем возрасте, их чадо окончит школу в…19 лет! Впрочем, есть и другая проблема. Государство, объявив грандиозную реформу образования, должным образом ее не профинансировало, предоставив решать возникающие в связи с этим вопросы педагогам и родителям малышей. И чтобы детям не пришлось расплачиваться за чье-то амбициозное стремление приблизиться к «мировым» стандартам набором хронических болячек (по статистике 40% шестилеток по уровню интеллектуального развития не готовы идти в школу, а переживаемые детьми стресс и перегрузки приводят к тому, что лишь 30% выпускников покидают школу относительно здоровыми), всем заинтересованным лицам придется изрядно потрудиться, чтобы помочь ребятам адаптироваться к новым условиям. Как это сделать? Данный вопрос обсуждался в ходе «круглого стола» специалистами управления образования и науки, ИПО и представителями родительской общественности города.
Как отметила главный специалист городского управления образования и науки по дошкольному воспитанию Наталья Козырева, работа по постепенному переходу на 12-летнее обучение в городе была начата в 2000 году, когда из детских садов в школу ушло около ста шестилетних ребят. В 2001 году таких ребят было более 700, а в 2003 — уже 84% от посещающих старшие группы дошкольных учреждений детей. Впрочем, проведенный накануне учебного года опрос показал большой разброс мнений. Одни родители считают, что отдавать ребенка в школу можно лишь по достижении 7-летнего возраста, другие готовы посадить свое чадо за школьную парту уже в пять с половиной лет. И хотя наукой доказано, что период обучаемости физически здоровых детей наступает с пяти лет, торопиться все же не стоит. Маленькие дети не готовы к тем нагрузкам, которые им приходится испытывать в школе. Если в детском саду есть еще необходимые шестилеткам спальни и игровые комнаты, то в школе они отсутствуют. Поэтому идеальной моделью для шестилетних первоклассников специалисты считают организацию учебного процесса на базе детского сада.
В настоящее время из 125 первых классов в дошкольных учреждениях организованы 22. В них первую половину дня с детьми занимаются учителя, а после обеда — воспитатели. В таких условиях ребенок получает лишний год для адаптации в привычных условиях. Но так везет, естественно, не всем. Тем первоклассникам, которые отправились грызть гранит науки в обычную школу, адаптироваться к учебному процессу обязаны помочь учителя и родители.
По словам методиста по начальным классам ИПО Надежды Чирцовой, в каком бы возрасте ни поступил ребенок в школу, он все равно будет испытывать трудности. Однако у детей постарше адаптация проходит легче. Поэтому обучение шестилетних детей должно быть особым. Чтобы сформировать коллектив и создать в классе комфортную обстановку, учитель должен быть психологом. А закрепление положительных результатов в домашних условиях входит в обязанность родителей.
Чтобы ребенок адаптировался к школе как можно быстрее, прежде всего во второй половине суток ему необходимо организовать правильный режим дня. Главное — создать такие условия, чтобы малыш мог проявить свои способности. У него должны быть ежедневная 2,5-3-часовая прогулка, полноценное питание, свой рабочий уголок. По мнению специалистов, основная ошибка родителей первоклассников заключается в том, что они, порой в ущерб здоровью, заставляют детей выполнять больший объем работы, чем нужно. Заставлять малыша несколько раз переписывать одно и то же задание неразумно, так как это вызовет у него не только усталость, но и стойкое отвращение к урокам. Необходимо также следить за осанкой — ребенок обязан правильно сидеть, на рабочем месте ему должно быть комфортно, а помещение проветрено. Вместо «отдыха» перед экраном компьютера или телевизора (в день разрешается не более 15-30 минут) предложите ребенку прогуляться на свежем воздухе.
По мнению специалистов, успехи ребенка в школе прежде всего зависят от его физического, психического здоровья и умения взрослых вовремя помочь первокласснику справиться со стрессом и возникающими проблемами. Оценка физического развития ребенка (соответствие возрасту роста и веса, быстрота, ловкость, выносливость), как правило, дается при прохождении медкомиссии в ходе оформления документов в школу. Тогда же оценивается и уровень его психологической готовности к обучению.
К слову, не последнюю роль здесь играет желание ребенка учиться в школе. Если малыш заявляет, что хочет учиться, чтобы «быть умным, как папа», за него можно быть спокойным. А если рвется сесть за школьную парту только потому, что в школу ходят его друзья, там будет новая обстановка и учитель (т.е. появляется возможность почувствовать себя более взрослым), — в этом случае возможен так называемый «школьный неуспех». Иными словами, если ваш ребенок умеет читать и считать до десяти, не понимая, зачем ему это нужно, — это не значит, что ему гарантирован успех в обучении.
В случае детского неуспеха родителям ни в коем случае нельзя показывать малышу, что они переживают. Ребенку нужно помочь справиться с проблемами, и со временем все наладится. Следует помнить, что в период адаптации первоклассников, который происходит с начала учебного года где-то до марта, учитель в основном ориентируется на середнячков. И если ваш ребенок выполняет задание медленнее, чем одноклассники (у меланхоликов и флегматиков такой темп работы и переделать их практически невозможно), лучше смириться с этим фактом, а не перегружать малыша в ущерб его здоровью бесконечными переписываниями работ.
Кстати, указать на имеющуюся проблему может тот факт, если ребенок в начале учебного года ведет себя в школе спокойно, а к новогодним праздникам начинает нарушать дисциплину. Скорее всего это происходит из-за чрезмерных нагрузок.
Что же делать родителям? Специалисты рекомендуют больше разговаривать с детьми. В данном случае не столь важно, сколько знает ваш ребенок, а то, как он умеет группировать полученную информацию, обсуждать и пересказывать ее.
Пожалуй, самое больное место современных первоклассников — это моторика. Ребенку трудно учиться писать. Чтобы укрепить мышцы рук, в свободное время предлагайте ребенку лепить, работать с играми-конструкторами, штриховать рисунки, завязывать шнурки. Быстрее приспособиться к школьной жизни ребенку помогают также ролевые и развивающие игры, вырабатывающие умение слушать учителя.
Ребенок, который здоров, любим в семье, которого ни с кем не сравнивают, а отмечают лишь его успехи и вселяют веру в собственные силы, может добиться многого. По крайней мере, как утверждают специалисты, проблем в обучении у него быть не должно.
Информация к размышлению
В Севастополе в 2002-2003 учебном году впервые за школьные парты в 157 классах сели 3856 первоклассников, а в 2003-2004 учебном году — почти на тысячу меньше. В прошлом году среди первоклассников преобладали семилетние дети (70%), в этом году — шестилетние.
Ученые доказали, что витамины влияют на интеллект. Всемирная организация здравоохранения считает дефицит витаминов особым голодом, который приводит к задержке в умственном и физическом развитии. Особенно важны для здоровья и правильного развития интеллекта ребенка йод, железо и цинк.
Если ребенок устает в школе, попробуйте воспользоваться «бабушкиным» советом. Возьмите 300 г грецких орехов, 300 г кураги, 2 лимона, пропустите через мясорубку и смешайте с медом (300 г). Ребенку давать по 1 ч.л. в день. Смесь хранить в холодильнике.
Специалисты полагают, что сопутствующей причиной частых простудных заболеваний первоклассников является неспособность быстро адаптироваться к новым условиям и нагрузкам. Чтобы предотвратить нежелательные последствия стресса, родителям рекомендуется:
— психологически помочь ребенку справиться с проблемами, расспрашивая его обо всем, что происходит в школе, а не только о том, что он ел и что ему задали на дом;
— поддерживать у ребенка позитивный настрой на школу и не ругать за ошибки и помарки.
Нельзя позволять детям питаться в школе одними чипсами, пирожками, сладостями, запивая все это сладкой водой — при ежедневном потреблении эти продукты чрезвычайно вредны для здоровья. Ребенок должен получать сбалансированное питание и обязательно хотя бы раз в день — горячую пищу. Основное правило — как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов. А чтобы у малыша не было проблем с осанкой, купите ему рюкзачок, который равномерно распределяет нагрузку на позвоночник. Необходимо также следить за тем, чтобы малыш правильно сидел, выполняя домашнее задание: стол и стул должны соответствовать росту и возрасту ребенка. Нужно также позаботиться и о мягком освещении, которое должно падать с левой стороны.