Вернемся на грешную землю

Три года назад «Слава Севастополя» впервые рассказала об этой девушке и пообещала читателям отслеживать ее путь. История Олеси Красниковой нам показалась не только интересной, но и полезной. Умная, красивая и волевая девушка воплотила в жизнь свои мечты, еще раз доказав, что нет преград для людей целеустремленных и неленивых.- поется в популярной песне группы «Любэ». Вот Америка-то как раз дурака и не валяет. Она зорко высматривает обладателей светлых голов по всему миру и, отыскав это золото, спешит приобрести его. Пройдет немного времени, и затраты на интеллект обязательно принесут стране свои дивиденды. И нечего тут добавить, кроме чувства зависти. У нас бы так относились к будущему, коим, без пафоса, является молодежь…

Об Олесе Красниковой, выпускнице средней общеобразовательной школы 3, наша газета писала дважды. Первый раз, когда обычная девочка из Севастополя покорила Америку, получив по итогам вступительных экзаменов приглашение на учебу из восьми (!) университетов США. Вузы буквально атаковали девушку, наперебой предлагая условия обучения. Из-за океана в Севастополь летели предложения, одно заманчивее другого. Так, один вуз, предложив стипендию и получив отказ, размер материальной поддержки со своей стороны увеличил. Олеся же выбрала наиболее престижный в Америке университет Тринити. И уже второй раз газета написала о ней, когда она стала студенткой, проучилась год и приехала домой на каникулы. Девушка делилась впечатлениями, рассказывала о новых друзьях-американцах, их вкусах, пристрастиях.

Университет Тринити действительно является одним из ведущих высших учебных заведений США. В нем часто с лекциями выступают всемирно известные общественные и политические деятели. В одну из таких встреч, например, Олесе довелось побеседовать с госсекретарем США Мадлен Олбрайт и даже рассказать о себе, стране, родном городе и сфотографироваться на память. А на последней лекции была встреча с королевой Нур, женой покойного короля Иордании Хуссейна.

Учитывая степень престижности этого заведения, тем более почетна награда, которой была удостоена наша землячка. По итогам весеннего семестра Олеся занесена в список выдающихся студентов.

Мы позвонили маме Олеси — Людмиле Ивановне Красниковой и поздравили ее. Не имея возможности поговорить с Олесей лично, попросили ответить на несколько вопросов Людмилу Ивановну.

— Что дает Олесе, кроме, несомненно, приятных эмоций, звание выдающейся студентки университета?

— Когда я получила письмо из Америки, подписанное вице-президентом университета Тринити Майклом Фишером, то смогла прочитать лишь его подпись. Письмо было на английском, которого я, к сожалению, не знаю. Поехала в тот же день к бывшим учителям Олеси в третью гимназию, там мне помогли. Майкл Фишер поздравлял нас, родителей, и писал о том, что это важное достижение в образовании является большой честью, оно должно стать источником большой гордости и удовлетворения. Я знаю, что Майкл Фишер сказал Олесе: тот факт, что она отныне находится в почетном списке университета, будет важным указанием на ее способности и стремление, это пригодится в дальнейшем.

— Какие планы у Олеси на будущее?

— Думаю, дочка намерена продолжить обучение на выбранном направлении — международная экономическая дипломатия, международный бизнес.

— Хватит ли сил?

— Если вы имеете в виду физические силы, то учиться в Америке, по словам Олеси, очень интересно. Там все продумано и приспособлено для того, чтобы дать максимальную возможность человеку проявить себя. Маленький штрих: университетская библиотека работает круглосуточно. Американцы умеют ценить людей, жаждущих знаний. Судите сами: в прошлом году, исходя из высоких показателей успеваемости, Олесе предложили выбор прохождения бесплатного для нее обучения в пяти странах. Она предпочла Австралию Англии, Испании, Италии, России и обучалась там в течение семестра. Такой шанс имели только 80 человек со всей Америки. От университета Тринити были выдвинуты двое, Олеся в том числе. Она была очарована Австралией, путешествовала, побывала почти на всех островах. Сегодня у нас дома как память об этой поездке хранятся шкура кенгуру, бумеранги, два полотна с символикой континента да несколько сотен фотографий.

А что касается материальных средств, так все относительно. Олеся — очень самостоятельный человек, она уже пытается заботиться о себе сама. Среди американских студентов принято совмещать обучение и работу, независимо от социального статуса. Олеся тоже подрабатывает, это позволяет быть более независимой в так называемых «карманных расходах».

— Как вы считаете, ваша дочь изменилась за эти три года учебы в Америке?

— Безусловно, она повзрослела, стала более философски относиться ко многим вещам. Она стала еще более самостоятельной, экономной — так принято в том обществе. Я не заметила, чтобы ее серьезно волновали какие-то романтические отношения — в Америке задумываться о создании семьи принято ближе к 30 годам, когда произошло становление. В планах у Олеси — продолжение учебы, поиск престижной работы.

Известие о достижениях Олеси совпало с приближающимся днем рождения школы, в которой она училась. «Когда меня спрашивают, где я выучила английский язык, — написала Олеся письмо бывшим учителям, — я с гордостью отвечаю: в школе 3, это удивляет всех… Лично я думаю, что образование везде хорошо до тех пор, пока ты любознателен, много трудишься, хочешь изучить предмет, каким бы он трудным ни был». Олеся не забывает передавать слова благодарности всем педагогам и лично преподавателю английского языка, директору школы 3 Т.А.Живодуевой. Успех Олеси — дело рук конкретных людей. «И коль есть такие специалисты, — развивает мысль бывшая выпускница, обращаясь в письме к сегодняшним ученикам школы, — надо уметь перенимать их опыт и знания.

…Не все имеют счастье получить образование. Но я хочу обратиться ко всем ученикам и сказать им об огромной роли образования для развития интеллектуальной личности. Много раз я начинала с самого низа, делала ошибки, но хотела учиться и училась на них, продолжая исследование нового… Каждый день в университете — новый день для меня, когда я могу что-то узнать, и это вдохновляет. Когда я прихожу в класс, общаюсь с профессорами, я стараюсь узнать от них как можно больше, ПОКА МНЕ ДАН ТАКОЙ ШАНС… Если вы хотите хорошую работу сегодня, вы должны знать иностранные языки, быть творческими, иметь желание всегда учиться…»

У Олеси действительно много в судьбе счастливых стечений обстоятельств: крепкая семья, недюжинные природные данные, финансовые возможности. Это делает ее историю похожей, скорее, на исключение из правил. Но хочется даже не на это обратить внимание. Я вспоминаю свое поступление в вуз и десятки историй на эту тему, рассказанных друзьями. Сколько унижений, мытарств, поклонов порой надо пройти нашему человеку, чтобы занять какую-то общественную нишу!

История Олеси радует — девочка заслужила и получила достойное к себе отношение. Но именно это столь прекрасное обстоятельство делает практически невозможным ее возвращение домой. А разве нашему государству не нужны светлые головы?

«…Я давно хотела в газете поднять вопрос о поддержке талантливой молодежи, — написала в редакцию Ольга Васильевна Мальцева. (Письмо прислано еще в мае этого года. — Авт.). — Да все думала, что это никого не интересует. Но вот случай, расстроивший меня, все-таки вынудил взяться за перо. Хоть свое отношение выскажу к этой проблеме.

30 апреля в театре им.Луначарского проходило собрание, на котором поздравляли победителей республиканских олимпиад среди школьников. Мой сын Александр Чуклин является победителем республиканской математической олимпиады. Отправили, не предупредив заранее, прямо из школы. Даме, которая их встречала, не понравился внешний вид сына и еще одного мальчика. Хотя, я считаю, у него была вполне приличная для школы одежда (у нас нет обязательной школьной формы). Эта дама не позволила сыну выйти к трибуне, чтобы получить грамоту, подписанную главой городской Јосадминистрации Л.Жунько, и книгу. После собрания детям, не прошедшим фейс-контроль, все отдали, но зачем же было так унижать детей?

Мы часто говорим о том, что дети не хотят учиться, а молодежь работать. А все ли делается, чтобы поднять престиж хорошей учебы и труда? Не хочу быть голословной, а скажу на примере своего сына. Учится он отлично, показывает неплохие результаты в различных олимпиадах и конкурсах. Он занимал первые места в городских олимпиадах по физике, математике, является победителем серии турниров, в том числе олимпиады МФТИ и республиканской олимпиады по математике. Сын из тех детей, кому еще нравится учиться, участвовать в конкурсах и побеждать в них. Но подготовка к победам требует большого труда. Но где же поддержка и оценка этого труда? За победу в городских олимпиадах даже диплома не дали. Хотя ходят слухи, что в конце года дадут, да ложка хороша к обеду. Нет поддержки и со стороны гороно. На республиканскую олимпиаду дети ездили за деньги родителей. Обещали вернуть, но уже пошел второй месяц…Разумеется, никак дети не были отмечены ни морально, ни материально. Хотя команда математиков выступила хорошо. Шесть человек из восьми стали призерами. А для сравнения — на весь Крым одно третье место. Даже в газете не было заметки. Хотя частенько читаем о различных конкурсах красоты…

У нас в гимназии сильный класс. Дети в основном хорошо учатся, но заниматься дополнительно, участвовать в олимпиадах хотят буквально 2-3 человека. Наши дети сейчас прагматики, они видят все и думают: зачем же трудиться, если нет никакой отдачи? Может, я ошибаюсь, но у меня лично сложилось впечатление, что так думают многие родители».

Увы, но это отчасти верно. У нас одаренные дети, самоотверженные педагоги, да только спрос на интеллект в обществе пока оставляет желать лучшего. Не это ли обстоятельсво порождает порой столь вялое, а то и пренебрежительное отношение в обществе к тем, кого на самом деле следовало бы холить и лелеять?

Ведь в конечном итоге от этого выиграли бы мы все.

Другие статьи этого номера