Кто и как голосовал за госбюджет

Со вчерашнего дня в Украине установлен новый уровень минимальной зарплатыС понедельника, 1 декабря, уровень минимальной заработной платы в Украине увеличился на 20 гривен и составил 205 гривен. Это стало возможным после того, как Верховная Рада приняла, а Президент подписал Закон о внесении изменений в государственный бюджет на 2003 год, согласно которым минимальная зарплата установлена на уровне 205 грн.

Как известно, в минувший четверг Верховная Рада приняла государственный бюджет Украины на 2004 год. За предложенный Кабинетом министров на второе чтение госбюджет с доходами 60,7 млрд гривен, расходами 64 млрд гривен и дефицитом 3,4 млрд гривен проголосовали 234 депутата, против — 165, не голосовал 41 депутат.

Блок партий «Наша Україна», Коммунистическая, Социалистическая партии и блок Юлии Тимошенко не поддержали государственный бюджет на 2004 год. Впрочем, они еще в понедельник предупредили об этом, найдя проект бюджета «антисоциальным».

Премьер-министр Виктор Янукович с этим явно не согласен. Более того, главное условие, которое он поставил перед правительством при его разработке, — бюджет должен быть реальным и социально направленным. Только реальность показателей, закладываемых в госбюджет сегодня, может завтра уберечь нас от инфляционных взрывов, новых задолженностей по зарплатам, пенсиям, социальным выплатам.

Так насколько же «социален» или «антисоциален» этот бюджет? Попробуем разобраться.

Первые итоги проводимых Кабмином структурных реформ экономики дали возможность существенно увеличить объемы бюджета, большая часть средств которого направляется именно на социально значимые потребности.

Во-первых, расходы на образование против нынешнего года увеличены на 1 млрд грн (в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом). То же и по здравоохранению — финансирование будет в 3,5 раза больше, чем 3 года назад. Благодаря этому расширится и поддержка отраслевых программ — 800 млн грн направляются на программы обеспечения инсулином, развития кардиохирургии, борьбы с туберкулезом и СПИДом, закупку машин «скорой помощи» для сельских больниц. В сфере образования 95 млн грн предусмотрено для приобретения учебников. Вырастет финансирование компьютеризации сельских школ и программы «Школьный автобус».

Во-вторых, фонд заработной платы в бюджетной сфере увеличен на 3,3 млрд грн. Это даст возможность с марта восстановить междолжностные соотношения окладов, что позволит устранить уравниловку в оплате труда. Одновременное снижение подоходного налога до 13% приведет к заметному увеличению поступлений в бюджет каждой семьи.

В-третьих, увеличивается уровень обеспечения прожиточного минимума, который является точкой отсчета для предоставления субсидий и социальной поддержки. Это позволит повысить размеры социальной помощи малообеспеченным семьям в среднем на 25%. На эти цели предусмотрено 1,8 млрд грн. Кроме того, на 140 млн грн расширится финансирование льгот и субсидий населению.

В-четвертых, социальную направленность бюджета подкрепляет и направление более 2 млрд грн в Пенсионный фонд для выплаты пенсий, увеличенных после перерасчета согласно новому пенсионному законодательству.

В-пятых, поставив задачу повысить стандарты социальных гарантий, правительство стремится одновременно с этим полностью выполнить просроченные обязательства государства перед населением. Впервые начав погашать задолженность по социальным выплатам и уже уменьшив общую сумму этих долгов наполовину, Кабмин предусмотрел в бюджете-2004 ресурсы для того, чтобы расплатиться с «чернобыльцами» и шахтерами-регрессниками. Планируется также полностью погасить задолженность перед ветеранами войны и труда по льготам на оплату услуг связи и установку телефонов. На продолжение компенсации денежных вкладов населения направляется полмиллиарда гривен.

В-шестых, бюджетом-2004 предусматриваются средства для того, чтобы исправить социальную ситуацию, сложившуюся в самых проблемных отраслях. Чтобы поддержать селян, не только сохранен щадящий порядок налогообложения, но и предусмотрены прямые дотации. Из различных источников на село будет направлен 1 млрд грн. Впервые выделяются деньги на погашение долгов перед работниками угольной промышленности по зарплатам и твердому топливу, которые возникли из-за хронического недофинансирования этой базовой отрасли.

Так что в новом году, впрочем, как и в этом, правительство будет работать в условиях двойной нагрузки на бюджет, когда одновременно со всеми текущими выплатами обеспечивается и наверстывание недоработок и ошибок прошлых лет. Это далеко не просто, однако стопроцентное выполнение бюджета текущего года, что, кстати, происходит впервые в независимой Украине, свидетельствует о способности правительства Януковича выполнять взятые на себя обязательства.

Глас слуг народа

Степан ГАВРИШ, координатор парламентского большинства:

— Бюджет был переотягощен лоббизмом многих политических групп парламента. Принятие закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения в связи с принятием закона «О госбюджете Украины на 2004 год» позволит сбалансировать госбюджет на следующий год.

Раиса БОГАТЫРЕВА, лидер фракции «Регионы Украины»:

— Не всех удовлетворяет принятый бюджет, и многим хотелось бы видеть доходную часть в большем объеме. Однако использование бюджета в текущем году дает основания быть уверенным любому получателю расходов в том, что он свои деньги получит и сможет запланировать свои действия. Даже в предвыборный год правительство не использовало ситуацию и не пообещало нереальных доходов, которые потом невозможно было бы выполнить.

Александр МОРОЗ, лидер фракции СПУ:

— Ситуацию с принятием бюджета можно охарактеризовать фразой «Власть борется за власть». Принятый госбюджет Украины на следующий год антисоциален и спекулятивен.

Нестор ШУФРИЧ, фракция СДПУ(о):

— Неожиданным было для всех, что бюджет был проголосован во втором чтении и в целом без изменений. Но так случилось, и это является достижением парламентского большинства и коалиционного правительства.

Олег БЕСПАЛОВ, фракция «Регионы Украины»:

— После принятия бюджета-2004 у меня остались двойственные ощущения. С одной стороны, я удовлетворен тем, что основной финансовый документ страны принят вовремя, на реальной экономической базе и максимально избавлен от популистской составляющей. С другой стороны, очень жаль, что правительство и парламентарии не сумели перейти хотя бы в некоторых отраслях экономики к инновационной модели развития.

Только цифры

«За» — 234 депутата, «против» — 165, не голосовал 41 депутат.

«Наша Україна» (103 депутата): «против» голосовали 82, не голосовали — 16, отсутствовали — 5.

КПУ (59 депутатов): «против» — 54, не голосовали — 5.

Соцпартия (20 депутатов): «против» — 16, не голосовали — 3, отсутствовал — 1.

БЮТ (19 депутатов): «против» — 13, не голосовали — 6.

Фракции парламентского большинства: единогласно бюджет поддержали: СДПУ(о) — все 36 депутатов голосовали «за», НДП — 14, ППУ и «Трудовая Украина» — 42, группы «Народовластие» — 21 и «Народный выбор» — 14. Из 64 депутатов «Регионов Украины» «за» — 61, не голосовали 2, отсутствовал 1, аграрии (16 депутатов) «за» — 10, не голосовали 6, группа «Деминициативы» (18) «за» — 17, не голосовал 1.

Другие статьи этого номера