Хорватский пример

На прошлой неделе Верховная Рада приняла не только бюджет, но и закон, который может существенно увеличить его расходную часть, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с введением государственного финансирования политических партий».Согласно ему, за счет средств госбюджета будет финансироваться уставная деятельность политических партий, не связанная с их участием в выборах. Уставная деятельность, которую предлагается финансировать из госбюджета, включает в себя проведение научных исследований по вопросам госполитики, подготовку предложений к законодательству, организацию публичных обсуждений госрешений, распространение собственных политических взглядов и информации о себе каким-либо не запрещенным законодательством способом, поддержку партийных молодежных, женских и других организаций. Из госбюджета также будут возмещаться расходы политических партий, связанные с финансированием их предвыборной агитации во время выборов народных депутатов Украины.

Ежегодно на торжество демократии будет выделяться сумма в размере одного процента от минимальной заработной платы, умноженная на количество граждан, включенных в список избирателей на последних парламентских выборах. Чтобы вычислить цифру, нужно 1% от 205 грн помножить на 37,403 млн человек. Выходит нечто около 75 млн грн. Их предполагается пропорционально разделить только между счастливчиками, преодолевшими 4-проц. избирательный барьер, т.е. в теперешней конфигурации — 6 партиями.

Теперь, казалось бы, появился еще один способ хорошенько заработать на выборах, подумали некоторые из партийных функционеров. Но не все так просто.

Во-первых, деньги как бы парадоксально это ни звучало, еще нужно заработать. На выборах. А это весьма дорогостоящее и рискованное мероприятие, так как симпатии народа непредсказуемы.

Во-вторых, теперь нужно будет предоставлять государственным органам ежегодный отчет о своем финансовом состоянии. Типа того, сколько и кто пожертвовал, на что ушли эти деньги, а на что — государственные субсидии. Сразу возникнет вопрос о доходах партий, полученных не из государственного бюджета. Точнее, о чистоте этих доходов (ведь закона о борьбе с легализацией преступных капиталов никто не отменял). Придется «светить» источники, открывать схемы, подставлять тайных симпатиков и скрытых доноров. А поскольку казенных вливаний ни одной партии все равно не хватит и «теневые кассы» однозначно сохранятся, кормиться из бюджета — все равно что гладить ежа: и хочется, и колется.

Интересно другое — момент политической гордости: согласится ли оппозиция брать деньги у власти, которую она так не любит?

Финансирование партий из госбюджета — это не украинское ноу-хау, а пример вполне европейской практики, принятой в Норвегии, ФРГ, Финляндии и многих других странах: кормление идейных организаций за счет средств безыдейных налогоплательщиков. Но у них там нет (или нет в такой степени) той беды, что присуща славянам, — расхищения казенных средств…

КСТАТИ

Как пишет ежедневная загребская газета «Jutarnji list», хорватские политические партии получают деньги из государственного бюджета с 1993 года: по $25 тыс. на каждого депутата-мужчину и по $28 тыс. на каждую женщину с мандатом. В год удовольствие обходится стране в $4 млн. Первые финансовые отчеты партийные бухгалтеры подали только в 2000 году. В основном средства налогоплательщиков были потрачены на цветы, проезд в транспорте и парковку машин. Потому что при этих расходах не надо предъявлять чеки. После того как данная информация попала в прессу, разразился грандиозный скандал, который вылился в ужесточение мер финансового контроля за партиями и введение санкции против самых безответственных из них. Например, если обнаружится, что та или иная партия незаконно использовала государственные средства, она будет лишена годовых вливаний. А там уже и до уголовной ответственности недалеко.

ГЛАС НАРОДА

Как вы относитесь к финансированию партий из госбюджета?

Алла ГОРЕЛИКОВА, председатель общества «Беларусь», депутат горсовета:

— Я не могу ответить однозначно. Деньги любят счет. В госбюджете Украины их мало. Я считаю, что из общего котла должны брать те, кто что-то вносит. И тогда надо смотреть, что эти партии могут принести в бюджет, чтобы иметь право что-то оттуда взять. 4-процентный порог при выборах пройдут оппозиционные партии. Как в данном случае? Будут ли они финансироваться, если выяснится, что некоторые из них финансируются из-за рубежа. Нужно изучать опыт тех стран, которые по-хозяйски относятся к накоплению и распределению своего бюджета и достигли успеха.

Валерий НИКИТИН, военнослужащий:

— Я отношусь негативно. Помните, коммунистическая партия была оплачиваемая и туда стремились. Теперь будут вступать в те партии, которые получают дотацию от государства. А партии должны быть все-таки свободными. В силу того, что государством управляют чиновники, они найдут способы финансировать ту партию, которая поддерживает их. Получается замкнутый круг. С принятием этого закона, как говорится, хотели как лучше, а вышло как всегда.

Людмила ШАРШАКОВА, представитель Севастопольской региональной организации политической партии «Яблуко»:

— Вообще-то у бюджета есть много других дел. А партии должны существовать на членские взносы. Конечно, если партия состоит из стариков, которые имеют пять копеек в кармане, то такая партия сама не сможет существовать. Но ведь и толку от такой партии не будет. А коль в партию вступают люди осмысленно, то они и должны поддерживать ее. А средства из госбюджета пусть идут на пенсии, заработную плату бюджетникам.

Виктор АЛЕКСАНДРОВ, филолог:

— Бюджет — деньги налогоплательщиков. Это мои деньги и моих родителей. И я не собираюсь политические партии, взгляды которых не разделяю, субсидировать из своего кармана.

Александр СЕМЕНОВ, инженер:

— Если партия стала парламентской, получила определенную поддержку избирателей, то она может рассчитывать на минимальное финансирование из госбюджета. Мы финансируем не партии, а развитие демократии в обществе.

Другие статьи этого номера