Самоуправление — право территориальной громады на решение вопросов местного значения

Как поется в песне, ставшей неофициальным гимном жителей Корабельной стороны: «Нахимовский район — район особой пробы, Нахимовский район — начало всех начал». Уникальность его не только в размерах, но и в самой структуре органов местной власти. По сути, здесь представлена опора вертикали представительной власти. И кому же, как не ее представителям всех уровней, накануне своего профессионального праздника ответить читателям «Славы Севастополя» на вопрос о роли местного самоуправления сегодня и в будущем.Т.СОРОКИНА, председатель Нахимовского райсовета:

— Местное самоуправление в ближайшем будущем я вижу как эффективную систему реализации права территориальной громады на самостоятельные решения. Создание такой системы требует совместных усилий должностных лиц и жителей. Да, закон дает организационную и финансово-экономическую самостоятельность местному самоуправлению, но в жизни пока так не получается. Это можно проследить на примере и нашего района, столь своеобразной административно-территориальной единицы, где действуют районный совет, Качинский поселковый, Верхнесадовский и Андреевский сельские, 12 органов самоорганизации населения, сотни общественников, представителей ветеранского, молодежного движения.

Наш район — традиционный центр судостроения и судоремонта, земледелия, виноделия и садоводства. Отсюда в казну идут «крепкие» поступления. Наряду с этим крайне низкий уровень коммунальных услуг: в селах, отдельных микрорайонах отсутствуют газоснабжение, подача качественной воды, освещение скудное, многие участки дорог не выдерживают никакой критики. А главное — недостаточная социальная обеспеченность части ветеранов, наличие многих неблагополучных семей. Государство гарантирует органам местного самоуправления базу, необходимую для обеспечения населения качественными услугами на уровне минимальных социальных потребностей. Но, к сожалению, действующие ныне нормативы формирования местных бюджетов не позволяют проводить эту политику в полной мере.

Отсюда две основные задачи: первая — необходимо реформировать бюджетные взаимоотношения всех уровней, вторая — децентрализация управления.

И.ДУБРОВСКИЙ, председатель планово-бюджетной комиссии райсовета:

— К сожалению, горсовет пока игнорирует статью 65 Бюджетного кодекса Украины, которой предусматривается зачисление в бюджеты местного самоуправления хотя бы части подоходного налога, собираемого в районе, а также платы за землю и транспорт, и все забирает себе. Мы, например, 15 процентов «земельных» денег, уплачиваемых на территории поселкового и сельских советов, им же и оставили. Расширили их полномочия путем передачи вопросов финансирования школ и т.д. Так и райсовет мог бы вместе с горсоветом в соответствии со статьей 92 Бюджетного кодекса на договорных началах обеспечить реализацию социально-экономических программ. Увы, названная статья закона пока незаслуженно обойдена вниманием руководства Севастополя.

Своими силами, как можем, регулярно помогаем живущим в районе севастопольцам, ветеранам, общественным формированиям по поддержанию правопорядка на наших улицах и др. И если бы за нами «закрепили» больше наших же собственных доходов, помощь социально незащищенным людям была более весомой.

В.ЗУБЕНКО, председатель постоянной комиссии по вопросам социальной защиты, охраны здоровья и делам ветеранов:

— По инициативе нашей комиссии оказывается материальная помощь (стипендии) одаренным детям из малообеспеченных семей, пенсионерам старше 90 лет. Хотелось бы делать для нашего народа больше, но не хватает денег. Но скажу откровенно, четыре года назад и этих выплат мы не могли себе позволить. Надеюсь, что дальше степень социальной помощи людям будет увеличиваться.

Н.СЕЛИВЕРСТОВ, председатель постоянной комиссии райсовета по социально-экономическому развитию района:

— Не зря среди основных положений закона «О местном самоуправлении в Украине» выделены гласность, народовластие, выборность и коллегиальность. На мой взгляд, самоуправление у нас в районе и городе могло и должно развиваться динамичнее, если бы СМИ больше информировали севастопольцев о возможностях и правах территориальных громад, их государственной поддержке и гарантиях.

Г.ЮРЬЕВА, депутат райсовета:

— Одному депутату решить наболевшие вопросы не под силу, связующим звеном между ним и жителями должны стать квартальные комитеты как органы самоорганизации населения. В Бартеньевке таких комитетов должно быть два. Сейчас инициативные группы, созданные жителями поселка, готовят собрания по их возрождению. Думаю, на ближайшей сессии райсовета они обретут юридический статус. До войны в нашем микрорайоне был поселковый совет. Возможно, что плодотворная работа квартальных комитетов приведет к созданию Бартеньевского поссовета.

В.ДЕМЧЕНКО, депутат райсовета:

— Считаю, что нужно расширять полномочия наиболее приближенных к людям звеньев управления. И они должны подкрепляться материальными возможностями. Необходимо также повышать статус и роль кондоминиумов и их ассоциаций, таких, например, как «Городское кольцо», оказывать им всемерную поддержку — организационно-методическую и финансовую помощь.

И.БАТАЙКИНА, председатель комиссии по образованию, культуре и делам молодежи райсовета:

— Разве навести порядок в подъездах наших домов, во дворах — дело государственного масштаба? По-моему, это в силах организовать и сделать нам самим. Закон Украины позволяет создавать органы самоорганизации населения. Хочется надеяться, что в ближайшие годы таких структур самоуправления станет больше. Люди поймут, что надо становиться настоящими собственниками, и не только отдельно взятой квартиры. Во многих микрорайонах люди уже объединились. Это помогает решать проблемы комплексно и сохранять то, что уже имеется.

В.ОНИЩУК, качинский поселковый голова:

— При принятии бюджета Севастополя горсовет не учитывает социально-экономические потребности пригорода, мнения и предложения сельсоветов остаются нерассмотренными. Причина такого положения — в неопределенности самого термина «территориальная громада». Это понятие должно обозначать не только жителей, но и наличие соответствующего органа управления, образованного данной громадой, а также определенную территорию с ее землей и природными ресурсами. Но горсовет признал пока лишь территориальную громаду Севастополя в целом, проигнорировав «громаду» сел и поселков вместе с их правами. А интересы первой и второй громад не всегда совпадают. Например, жителя Большой Морской волнует, чтобы фасад его дома был красив, тротуарной плиткой покрыта улица, и житель села Вишневого хотел бы решить проблему водообеспечения да купить пару тонн угля.

Надеюсь на закон о статусе города в такой редакции, чтобы объединение громад производилось не на принципах унитаризма, а федерализма. Вот это местное самоуправление будет отвечать Европейской хартии, о которой так много говорят!

М.ХРЯЧКОВ, верхнесадовский сельский голова:

По моим подсчетам, из трех тысяч активного населения в селах примерно половина без работы. Порядка 800 человек заняты в личных подсобных хозяйствах. Реальные доходы наших жителей очень низкие. Практически не возобновляется деятельность предприятий и учреждений сферы обслуживания, прекратилось обновление материальной базы социальной инфраструктуры. Все это негативно сказывается на социально-демографической ситуации в селах. Передача жилищного фонда в коммунальную собственность порождает массу проблем в его содержании, так как на это нет средств. А сложные условия проживания ведут к тому, что нет молодых учителей, медработников. Не развиваются физкультура и спорт.

Однако, как и большинство жителей сел, верю в то, что наши села будут газифицированы, иметь нормальную питьевую воду и телефонную связь, что депутаты будут лояльнее подходить к проблемам села.

В.ЧАУСОВ, андреевский сельский голова:

— Считаю главной задачей сельсоветов — не допускать ущемления прав граждан, решать вопросы содержания объектов социальной сферы, благоустройства сёл. Но дотационное — на 90 процентов — финансирование не стимулирует работу органов местного самоуправления в решении вопросов социального и экономического развития территориальной громады. Выход — в предоставлении советам возможности формирования бюджета по налоговым платежам населения. Чем лучше трудятся граждане в данном регионе, тем больше средств должно поступать в местный бюджет. Советы должны иметь возможность оказывать финансовую поддержку малому бизнесу, предпринимателям, оказывающим услуги населению, общественным формированиям, материальную помощь остронуждающимся гражданам и т.п.

В.ОЛИФИРОВ, председатель квартального комитета пос. Мекензиевы Горы:

— По себе знаю, что без помощи райгосадминистрации, райсовета и городских властей тяжело, но половину проблем в нашем поселке могли бы решать органы самоорганизации населения, т.е. квартальные, уличные и домовые комитеты. Верю в их будущее, но уверен, что туда нужно выдвигать молодых и энергичных людей.

И.МИЛОСЛАВИНА, секретарь уличного комитета в п. Кача:

— Третий год на добровольных началах работает наш комитет. Сначала не верилось, что он нужен поселку. Но люди привыкли, что со многими наболевшими вопросами можно приходить сюда. Особенно благодарны пожилые люди: они не привыкли просить, стесняются, поэтому члены комитета стараются не забывать никого из нуждающихся. Они объясняют им, что это их право: получать материальную помощь, помогают оформить документы. Люди поняли, что комитет стал связующим звеном между старыми, больными, малообеспеченными и местными органами власти. Побольше бы только прав этим органам и возможностей финансовых!

Нужно в полном объеме выделять предусмотренные законом средства на оказание помощи пожилым, инвалидам, семьям погибших воинов, вдовам, малообеспеченным и многодетным семьям.

А.ПЕРФЕНЮК, юрист райсовета, слушатель Национальной академии госуправления при Президенте Украины:

— То, что в городе в целом и его районах существует дуализм власти, может являться своего рода гарантом конкуренции властей и содействовать повышению продуктивности их деятельности в общем. Главное, чтобы севастопольцам от этого жилось лучше.

Другие статьи этого номера