Теневой сектор отступает, внутренние инвестиции в экономику выросли вдвое

Первый вице-премьер-министр Николай Азаров недавно участвовал в работе конференции Всемирной торговой организации, состоявшейся в Канкуне. Каковы перспективы Украины в отношении сотрудничества с этой структурой? С такого вопроса началось наше интервью.- В современном глобализованном мире не осталось места для «экономических чудес», произошедших в отдельно взятой стране. Если Украина хочет быть сильным участником мировой экономики, она должна встраиваться в систему международных организаций. Перспектива для Украины безальтернативна — надо как можно скорее двигаться к вступлению во Всемирную торговую организацию. Наш прогноз о возможности присоединения Украины к ВТО уже в 2004 году вполне подтверждается реальным ходом событий. К тому же поддержать намерения Украины в этом отношении пообещали несколько мировых держав.

— Какой стратегии будет придерживаться Украина в отношениях с Европейским банком реконструкции и развития в ближайшее время?

— ЕБРР оказывает нам финансовую поддержку по 57 проектам на сумму 1,4 миллиарда евро. Сегодня на завершающих стадиях подготовки находятся проекты еще на 300 миллионов евро. ЕБРР — один из крупнейших инвесторов в Украине, надежный и очень квалифицированный партнер. Менеджмент ЕБРР исходит из концепции «широкой Европы», выступая за углубление сотрудничества между членами Евросоюза и другими государствами, которые тоже являются частью «европейского дома». А это ведь стратегическая цель и нашего государства.

— Правда ли, что либерализация налогового законодательства сама по себе не заставит бизнесменов, которые работают «в тени», выйти из нее и что необходимо также ужесточить наказание за налоговые преступления?

— Наказание — это только инструментарий, а не способ решения проблем. Избранный Кабинетом министров способ вывода экономики «из тени» — это логичная последовательность реформ. Сейчас мы сокращаем ставки налогообложения и упрощаем администрирование. Затем реформируем систему социальных начислений на заработную плату так, чтобы невыгодно было обращаться к «конвертам». Параллельно можно проводить легализацию доходов, утаенных до этого периода от налогообложения. Кстати говоря, первые признаки сокращения «сектора тени» уже проявились в нынешнем году: внутренние инвестиции в экономику выросли почти вдвое! Возможность для бизнеса платить умеренные налоги и вкладывать капиталы в прибыльные проекты — это сильнейший удар по теневой экономике.

— Какие факторы могут помешать осуществлению госбюджета на 2004 год в запланированные Кабмином сроки?

— Нынешний бюджетный процесс очень сложен. Политическая борьба внутри парламента также не способствует ведению взвешенной, квалифицированной дискуссии по проекту госбюджета. Именно общая политическая ответственность, не раз уже продемонстрированная в последнее время, дает правительству возможность твердо стоять на принципиальной позиции: мы готовы вести сколь угодно жесткие дискуссии, но торговаться — нет. Предел компромиссов правительство не переступило.

— Считает ли Кабинет министров вероятной возможность возникновения очередных кризисов наподобие зернового, и если да, то принимаются ли меры превентивного характера?

— Сейчас мы уже практически «проинвентаризовали» возможные зоны риска и выработали план действий по предупреждению кризисных ситуаций. Из-за чего на самом деле возник «зерновой кризис»? Да из-за того, в первую очередь, что несколько предыдущих правительств практически не занимались вопросами укрепления госрезерва. Почему же нынешние критики правительства, ранее распоряжавшиеся всеми ресурсами государства, не позаботились о будущем Украины? Способны ли они вообще заботиться о чем-либо ином, кроме собственного будущего? И только нынешнее правительство начало последовательно минимизировать риски и ликвидировать кризисы.

— Насколько продуктивно складываются взаимоотношения Кабинета министров с Администрацией Президента? Нет ли конкуренции между этими двумя институтами исполнительной власти?

— Конкуренции нет и быть не может. Президент — глава государства и исполнительной власти. Он определяет политику и ставит задачи. А правительство — главный орган исполнительной власти, который уполномочен воплощать политику, и отвечает за это.

— Как вы прокомментируете информацию о том, что Социал-демократическая партия Украины (объединенная) и лично Виктор Медведчук инспирируют отставку Кабинета Януковича? Насколько основательны эти подозрения, и есть ли вообще такие силы, которые заинтересованы в отставке правительства?

— Слухи, подозрения и дезинформация, к сожалению, неизменные инструменты политической борьбы не только в Украине. Мне ничего не известно ни о каких намерениях, а тем более действиях в плане того, что содержится в этом вопросе. А в отставке правительства всегда заинтересована оппозиция, которая стремится прийти ему на смену. Это естественно. Но решать, кому управлять страной, — дело избирателей.

— Не кажется ли вам, что коалиции центристских партий, создавших парламентское большинство, пора проводить съезд по выдвижению своего кандидата?

— Сроки проведения кампании по избранию президента страны определены Конституцией Украины. А порядок организации избирательной кампании достаточно детально описан законом. Ответственные политические силы просто обязаны следовать этим нормам.

Другие статьи этого номера