Браво, «Каприччио»!

Небольшая статистика: за последние пять лет дуэт дал свыше 60 сольных благотворительных концертов в самых различных залах и аудиториях нашего города. В его репертуаре — более 100 произведений. Дуэт «Каприччио» является лауреатом Всеукраинского смотра творческих коллективов, победителем различных фестивалей и смотров, имеет множество благодарностей, дипломов, грамот. Татьяна Кудрявцева и Ирина Сапожникова — члены Национального музыкального союза Украины. Татьяна — лауреат конкурса «Чарiвна скрипка».А все начиналось так: когда Татьяна Кудрявцева приехала в Севастополь с Севера, она пришла в ансамбль скрипачей под руководством Жанны Чикаренко. Это новое для нее дело увлекло ее. Потом она встретила замечательного концертмейстера Веру Ведищеву, с которой они переиграли практически всю консерваторскую программу. Первые концерты прошли в стенах музыкальной школы 6. Потом появились новые залы. Татьяне особенно запомнились выступления в музее Софьи Перовской — свечи, камин, обстановка конца XIX столетия. Потом была школа 2 и поиски нового концертмейстера.

Осенью 1993 года произошла встреча двух музыкантов, двух великолепных преподавателей музыкальной школы 2 — Татьяны Кудрявцевой и Ирины Сапожниковой. Их, выпускниц Донецкой консерватории, объединили любовь к камерной музыке и огромная тяга к самовыражению. Татьяне понравились в Ире деловой подход, высокий профессионализм, умение слышать партнера и поддержать.

Менялись программы, менялись залы, но одно оставалось неизменным — их неиссякаемая энергия, их глубокое и в то же время светлое, словно искрящееся, искусство.

— В каждую программу мы включаем блок классической музыки, — рассказывает Татьяна Кудрявцева. — Стараемся, чтобы была музыка разных эпох и стилей — барокко, классицизм, возрождение, чтобы было раскрыто то или иное направление. Ни один концерт не обходится без музыки старинных композиторов, без произведений титана философской мысли Баха — это чистота, неземная возвышенность, глубина. Постоянно обращаемся к музыке романтиков — это открытость, взволнованность и эмоциональность, что наиболее близко нам по темпераменту. Мы используем произведения, написанные не только специально для скрипки и фортепиано, но и для различных инструментов, для различных составов инструментальных ансамблей. Все чаще прибегаем к обработкам и аранжировкам, и музыка по-новому оживает в нашей интерпретации. Не ограничиваемся нотным репертуаром. Теперь нет проблем понравившееся произведение «снять» с пластинки, диска.

Особенно любят исполнители жанр музыкальных миниатюр. И работают над ними с нескрываемым интересом.

— Ведь за какие-то 3-5 минут надо раскрыть образ, настроение, характер произведения, его язык, — продолжает Татьяна, — увести слушателя за собой, заставить поверить в тебя, в твою музыку. В этом заключаются и простота, и сложность миниатюр. Именно об этом говорил Леонид Коган: «Я очень люблю «Мелочи» Крейслера, в них — до предела напряженное желание, несбыточное, гриновское, в чем-то тоскующее всерьез о малом».

Дуэт «Каприччио» выступает с литературно-музыкальными композициями в залах детских и взрослых библиотек, в музыкальных гостиных, в воинских частях, в музее им. М.П.Крошицкого, в школах и вузах. Везде с большим вниманием воспринимаются концертные программы: «В лучах созвучий», «От сердца к сердцу», «Всерьез о малом», «Музыкальная мозаика». Ряд концертных программ создан для людей пожилого возраста, ветеранов войны и труда. Это произведения 30-х, 40-х, 50-х гг. под названиями «Старый патефон», «Песни военных лет». В концертах используются стихи поэтов Севастополя и Крыма. Ведет программы Наталья Ковалева.

Вот такой это уникальный дуэт — Татьяна Кудрявцева и Ирина Сапожникова. Как будто привычно и традиционно: скрипач и концертмейстер-пианист. А у них получилась поистине королевская пара: скрипка — царица музыки, рояль — король музыкальных инструментов.

Мне дорог Бах…

Ну как бы вам сказать.

Не то чтоб ныне музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей.

…Завершился концерт, а в душе каждого зрителя еще долго пела чарующая скрипка и вторил ей великолепный голос фортепиано.

Другие статьи этого номера