Телефон доброго совета (доверия) при Севастопольском центре внешкольной работы (ул. Очаковцев, 5) существует более десяти лет. Набрав номер 55-34-86, любой обратившийся за помощью может получить совет, как решить возникшую проблему.
— Идея организовать прямую связь между специалистами и нуждающимися в их помощи школьниками возникла в начале 90-х «перестроечных» годов, когда разрушение сложившихся в обществе стереотипов болезненно сказывалось на семьях, — рассказывает несущая вахту у телефона доброго совета социальный педагог Валентина Михайловна БУКАСОВА. — Тогда ответственность за семью в основном брали на себя матери. Ударившись в челночный бизнес, женщины подолгу отсутствовали дома, а их вынужденные томиться без работы мужья все чаще употребляли спиртное, срывая злобу на детях. Всплеск насилия в семьях породил шквал звонков — шли жалобы на конфликтные ситуации не только в семьях, но и в школе, среде сверстников. Заводы стояли, родителям годами не выплачивалась заработная плата, дети приходили на уроки голодными, дерзили учителям. Накал в обществе был страшный! Многие тогда находили выход в употреблении наркотиков, алкоголя. А когда становилось совсем невмоготу — звонили в нашу службу, и дежурившие у телефона специалисты в анонимном разговоре пытались снять стрессовое состояние, чтобы не допустить суицида.
Сейчас наше общество адаптировалось в новых условиях. Звонков стало меньше, да и характер у них совершенно другой. Теперь детей больше интересует, где в городе можно найти бесплатные секции и кружки, как бросить курить и что делать в случае измены другу (подруге). Работающие в нашей службе специалисты не столько снимают стресс, сколько выступают в роли координаторов, называя конкретные адреса учреждений, способных разрешить возникшую проблему. Причем за советом к нам могут обращаться не только дети. Подросток бросил школу и не работает; родители разводятся, но ни одному, ни другому ребенок не нужен и остается с бабушкой, которая не в силах его прокормить; при разводе разменивается квартира вопреки желанию ребенка — проблемы могут быть разными. И мы готовы подсказать, как выйти из сложившейся ситуации. Причем для нас важно не только выслушать и дать совет, как поступить, но и отследить ситуацию, добиться, чтобы однажды обратившийся к нам человек позвонил снова и сообщил, как решилась его проблема. Ведь для телефона доверия очень важен эффект повторного звонка.