Новая встреча с читателем. Двадцатая

Каждый раз событием в культурной общественной жизни города становится выход очередного номера литературно-исторического альманаха «Севастополь». Увидела свет 20-я его книжка. По этому случаю в стенах великолепной ротонды Центральной городской библиотеки имени Л.Н.Толстого состоялось представление очередного номера читателям и литераторам.По уже установившейся традиции вечер открыла хозяйка гостеприимного дома на площади Ушакова Т.А. Эссин, обстоятельный обзор прозы сделал большой друг альманаха, видный общественник В.И. Володин, поэзии — учитель словесности поэт Б.М.Бабушкин. Естественно, были выступления участников вечера. При оценке прозы восторженно отзывались о помещенных первых десяти главах повести Людмилы Пивень «Ферма кентавров».

Забегая вперед, скажу, что на другой день после «разбора полетов» в библиотеке имени Л.Н.Толстого у меня спрашивали 21-й номер «Севастополя», чтобы скорее прочитать обещанное окончание произведения молодой писательницы. Уж больно интригующей оказалась первая половина повести. Но, напомню, представляли 20-й номер альманаха. И Людмилу Пивень заслуженно хвалили за динамичное развитие сюжета произведения, его язык, другие показатели мастерства и несомненного таланта автора.

Читатель обязательно будет благодарен редколлегии и за возможность прочитать забытый рассказ Геннадия Черкашина «Ночная вылазка». Он посвящен эпизоду первой обороны Севастополя, к 150-летию которой мы готовимся.

Не одним оратором в ротонде произносилось имя автора рассказа «Куцый» — Татьяны Корниенко. Любовь Матвеева предложила альманаху цикл рассказов под общим заглавием «Морские байки». Они подкупают документальностью. И это не случайно. В «Воспоминаниях о себе», которые предваряют подборку рассказов, Любовь Матвеева поведала о своей морской биографии.

На сей раз всего несколько страниц отведено материалу под рубрикой «История. Документальные письма». Но какой это материал! Стоит всмотреться в воспроизведенные страницы изданного в 1921 году, по некоторым данным, последнего прижизненного сборника стихов Николая Гумилева. Он увидел свет в Севастополе. Целиком подано стихотворение «Вступление».

…И последнюю милость, с которою

Отойду я в селенья святые,

Дай скончаться под той сикоморою,

Где с Христом отдыхала Мария.

Коль уже приведены стихотворные строки, пора сказать и о разделе поэзии. Он состоит из нескольких частей. «Наша антология» отдала свои страницы поэтическим строкам украинского правозащитника, человека трудной судьбы Василия Стуса. Ему посмертно была присуждена Государственная премия имени Т.Г.Шевченко.

Не нуждаются в представлении постоянным читателям альманаха «Севастополь» Мария Виргинская (она выступала перед участниками вечера с чтением своих стихов), Валерий Воронин, Андрей Агарков, Альберт Хлебников, Ольга Золотокрыльцева, Елена Литвинова, Иван Левченко и другие наши поэты, чьи произведения опубликованы в 20-м номере альманаха «Севастополь». Среди них есть замечательные строки, которые заслуживают быть названными, процитированными, но не терпится сказать, на мой взгляд, о главном.

Оно, главное, побудило многих участников вечера заявить, что 20-му номеру альманаха выпала особая удача. Не потому, что цифра номера включает нолик. 20-й — в некоторой степени юбилейный. Особенно, может, потому, что этот номер альманаха открывает документальная «современная история», как определила жанр, направленность автор материала редактор «Севастополя» Валентина Фролова. Ее «Вхождение в Европу» посвящено 220-летию главного в городе предприятия — «Севморзавода».

Десятилетиями Валентина Сергеевна интересуется, изучает происходящие на этом предприятии события. Им посвящены очерки в крупных газетах и «толстых» журналах, целые книги в советский период нашей истории. На сей раз Валентина Фролова занялась анализом происходящего на «Севморзаводе» в последнее десятилетие. Ее собеседником выступает руководитель реформированного крупного предприятия, вернее, конгломерата предприятий, А.А.Череватый. Валентина Сергеевна знакома с ним с тех пор, когда Анатолий Александрович в 27-летнем возрасте возглавил сложнейший дизельно-механический цех.

Добротный публицистический материал Валентины Фроловой не нуждается в пересказе. Но он — прекрасный повод хоть словом обозначить значение публицистики в творчестве писателя и содержании литературных изданий. Воля творческого человека — засесть за роман или за поэму. Но жизнь, особенно в период своего обновления, требует оперативного вмешательства в жаркие события. И небезразличный к происходящему писатель обращается к очерку, эссе, другим жанрам публицистики. Он чувствует интерес людей к его оценке текущих перемен.

Видимо, то же чувствовала и Валентина Фролова в наши дни, не единожды посетив «Севморзавод», прежде чем засесть за «Вхождение в Европу». Тем самым Валентина Сергеевна, хотела она этого или нет, напомнила коллегам о том, что некрасовский «Современник» более чем наполовину состоял из публицистики. Напомнила нам также моменты обращения к очерку, статьям Ивана Гончарова, Антона Чехова (чего стоит его «Остров Сахалин»!), Льва Толстого, стоящих ближе к нам Валентина Овечкина, Георгия Радова. Список известных имен будет очень длинным.

Замечу, что Валентина Фролова уже не первый раз на страницах альманаха обращается к публицистике. Вспомним ее яркое, свежее повествование «Завещание князя Голицына. (О винах Крыма)», оно увидело свет в 14-м номере «Севастополя» и вызвало у читателей огромный интерес.

Содержание 20-го номера «Севастополя» говорит о том, что рядом с романом, повестью, рассказом, стихотворением могут и должны чаще появляться и произведения жанров публицистики. Об этом думаешь, перелистывая новую книжку альманаха.

И наконец нас, журналистов «Славы Севастополя», охватывает чувство гордости, что среди авторов этого номера «Севастополя» есть два представителя нашего коллектива. Леонид Сомов выступил со своими литературными очерками о севастопольских эпизодах в жизни и творчестве Николая Гумилева и Владимира Высоцкого. Елизавета Юрздицкая рассказала о нашей современнице — севастопольской поэтессе Людмиле Непорент.

Другие статьи этого номера