Резервуар бюджетной беды

«Сильна казна — сильна страна, а с тощею казною страна пойдет с сумою». Похоже, эта народная мудрость начинает становиться квинтэссенцией государственной налоговой политики. Во всяком случае, свою позицию руководитель налоговой службы Украины Ю.Ф.Кравченко недавно обнародовал в газете «Урядовый курьер» под весьма выразительным заголовком «Прежде чем задолжать государству, надо подумать». Не приходится воспринимать такое выступление исключительно имиджевым. Проблема долгов действительно актуальна как для государства в целом, так и для нашего региона, хотя наступательная позиция налоговой службы Севастополя видна невооруженным глазом: с начала нынешнего года удалось снизить налоговые долги плательщиков на 1 миллион 285 тысяч гривен.

Однако, чтобы бюджет будущего года действительно был реальным и социально ориентированным, решено использовать резерв разгребания долговых завалов. Их существование тем более недопустимо, что законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 2001 года создан отличный инструмент не только лояльного разрешения долговых проблем, но и четкого механизма обращения взыскания на активы должника. Кстати, такая норма — далеко не украинская новация. Разработчиками закона был использован опыт экономически развитых стран Европы и Америки. Важна и концептуальная направленность закона с прицелом на то, что людей надо приучать к добровольной уплате налогов, а не к тому, что налоги взыскивают.

Привлекая внимание широких кругов СПД-субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц и предпринимателей Севастополя к поднимаемой теме, хочется добиться перелома прежде всего в умах, в отношении, в понимании. Потому что за три года действия закона не только создан прецедент потери имущества из-за несвоевременного погашения долговых обязательств, но и продолжает нарабатываться все более четкий алгоритм взыскания. Подтверждает это снижение налогового долга усилиями специалистов инспекций и налоговой администрации по сравнению с началом года на 779,6 тысячи гривен. Причем каждый месяц из списка должников таким образом исчезает порядка 60 СПД, однако еще существует 341 субъект предпринимательской деятельности с непогашенными долговыми обязательствами.

Неотвратимость уплаты долгов не может заслонить прогрессивного, ослабляющего налоговое давление характера этого по-настоящему новаторского закона. Ведь им введена практика налогового компромисса, налогового согласования, отсрочки и рассрочки обязательств. Думается, что стереотип «налоговиков-душителей» разрушился у директоров, главных бухгалтеров многих предприятий, побывавших на заседаниях комиссий, где руководители и специалисты налоговой службы выясняют причины образования долга в корректном конструктивном диалоге. Чем быстрее укрепится мнение, что в деятельности любого предприятия можно и нужно соблюдать паритет собственного финансово-экономического благополучия и своевременности, полноты расчетов с казной, тем быстрее рыночная экономика начнет врастать в стандарты цивилизованного мира. Подчеркну, что несомненную пользу от усвоения такой истины получит не только бюджет, но и сам налогоплательщик.

Для подтверждения этого напомню схему наших действий в случае «зависания» долга. Если плательщик не воспользовался возможностями для стабилизации и улучшения своего финансово-экономического состояния, государство в лице налогового органа обязано применить процедуру бесспорного взыскания. Все начинается с создания условий, которые носят упреждающий характер. Первое налоговое требование выставляется в течение пяти рабочих дней с момента образования долга, однако налогоплательщик имеет в запасе 70 дней для поиска резервов погашения. Одновременно налоговый управляющий выделяет активы СПД для возможной в перспективе реализации.

С начала года органами налоговой службы Севастополя направлено 4603 первых требования и 1364 — второго срока, что ускорило попадание в казну 18,9 миллиона гривен. Подчеркну роль налогового управляющего в процессе взаимодействия с руководителями предприятий. В его функцию входит разъяснение законодательных документов так, чтобы можно было сделать сознательный выбор способа урегулирования проблемы. Достигнутое взаимопонимание рождает самостоятельно погашенный долг, что не потребует комплекса менее популярных мер. Вообще же налоговое сопровождение, как и в большинстве развитых стран, является одним из основных средств обеспечения реальности налоговых обязательств.

В заслугу здравомыслия севастопольских налогоплательщиков и активности работы налоговых органов можно поставить наполнение бюджета только в этом году после первого требования 11,9 млн гривен, после второго — 7 миллионами. Выставление первого требования «довело» до бюджета в этом году 85 процентов поступлений после комплекса применяемого воздействия против 77 процентов в 2002 году. Такая мера помогла самостоятельно погасить налоговые обязательства ЧП «Сальвэ», ООО «Валена» и многим другим фирмам, осознавшим неотвратимость взыскания.

Еще важнее то, что значительная часть субъектов предпринимательской деятельности воспользовалась правом налогового компромисса и ходатайствовала о предоставлении налогового кредита. Мы пошли навстречу СПД, пожелавшим таким способом оздоровить свою финансовую ситуацию, в текущем году было принято 226 решений о предоставлении налогового кредита на общую сумму 24,3 миллиона гривен. Рассрочка платежей была выбрана адекватной мерой к такому крупному предприятию дружественной державы, как строительное управление Черноморского флота.

Так детально раскрывая аналитику нашего взаимодействия с должниками, надеюсь на разоблачение ходячего мнения об «опасности» налоговой службы, которой на самом деле выгоднее всячески помочь производителю и бизнесмену встать на ноги, чтобы те в будущем стабильно наполняли казну. Показательно, что динамика добровольной уплаты налогов последних лет выглядит весьма убедительно: если в 2000 году без малейшего принуждения рассчитались с бюджетом 60 % налогоплательщиков, в 2001 — 78 %, то в 2002 и 2003 годах — уже 87 и 88 %. Это весьма красноречивый аргумент о сознательном выборе стиля налоговой добросовестности. Значит, нашим отраслевым подразделениям удается владеть ситуацией, реально воздействуя на нее.

Вместе с тем должнику надо отдавать себе отчет, что период выставления налогового требования совпадает с более жесткими мерами, выжидательная позиция налоговой службы сменяется наступательной, к мероприятиям обращения взыскания на активы подключаются и сотрудники налоговой милиции. На попавшего в такой режим плательщика открывается в электронном виде специальная карточка, фиксирующая применяемые действия, систематизируется анализ качественного и количественного состояния активов, продолжается сбор дополнительной информации об учредителях и их имуществе, то есть идет оперативная отработка. Вообще же наличие налогового сопровождения мешает должнику проводить без согласования подавляющее число хозяйственных операций.

Например, независимо от того, кем покупаются активы, отчуждаются, сдаются в аренду, ликвидируются, переводятся в инвестиции, ценные бумаги, должник обязан согласовывать проводимые и планируемые операции с налоговым управляющим. Также предприятие, чье имущество находится в налоговом залоге, прежде чем принять вексель в качестве платы за отгруженный товар, выполненные работы и услуги, должно получить согласие налогового управляющего. За самовольные операции руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности как за умышленное уклонение от уплаты налогов. При этом налоговая служба пристально следит за сохранностью активов в налоговом залоге — с начала года проведено 130 таких проверок. Итогом стало наложение штрафных санкций за несогласованное отчуждение к 7 СПД. Наиболее крупные штрафы пришлось применить к ДП «Севастопольский комбинат хлебопродуктов», ГП ЧНИИ ТС, Крымской помологической станции.

Неудобно вести в таких условиях хозяйственную деятельность? Конечно, и даже в какой-то степени унизительно. Самостоятельно можно осуществлять лишь реализацию готовой продукции по свободным ценам не ниже обычных. Если же плательщик не желает или в силу каких-то причин не согласовывает названных операций, к нему применяется финансовая ответственность вплоть до уголовной. Только в этом году возбуждено девять уголовных дел по фактам несогласованных операций с отчуждаемым имуществом. Судебное разбирательство готовится в отношении должностных лиц ЧП «Финк и сын», ОАО «АТП-14369», ООО «Севастопольский «Маяк» и других предприятий, преступивших требования закона.

Действует сегодня и комплекс мер взыскания за счет безналичных средств, поскольку налоговой службе дано право бесспорного списания со счета предприятия через ежедневное выставление инкассовых распоряжений. В случае отсутствия достаточных сумм налоговый орган имеет право изымать наличные средства. С начала текущего года выставлено более полутора тысяч платежных требований на бесспорное взыскание с расчетных счетов должников, в бюджет привлечено таким способом 152 тысячи гривен.

Если налоговый долг и на этой стадии по собственной инициативе не погашен должником, следующим шагом будет реализация движимого имущества, имущественных комплексов и даже имущественных прав вплоть до акций, облигаций и векселей. За счет таких мер поступления в бюджет этого года составили 2,6 миллиона гривен. Реализация активов через уполномоченные биржи дала 340 тысяч гривен, таким способом сменили владельцев принадлежавшие АТП-14369 здание столовой и строительная площадка (209 тысяч гривен), часть здания ГП «Агропромбуд» (130 тысяч гривен и 13 тысяч гривен в счет погашения задолженности перед Пенсионным фондом). Приличные суммы поступили от самостоятельной реализации имущества должниками — ОАО «Муссон», ОАО «Парус», ГП «Золотая балка» и так далее.

Как последний маневр в отношении наиболее недисциплинированных плательщиков, противодействующих или нарушающих правила отчуждения, может применяться административный арест активов, что означает полное блокирование работы предприятия. Мы не стремимся часто пускать в ход этот острый инструмент, и все же в текущем году таким путем в казну поступило 300,2 тысячи гривен. В частности, на АТП-14369 после проверки сохранности активов были доначислены финансовые санкции и применен полный административный арест. Только после этого предприятие самостоятельно реализовало имущество в счет погашения длящейся задолженности и средства в сумме 271 тысячи гривен пошли в погашение долга.

В отношении СМУ-624 было установлено, что должностные лица самовольно реализовали активы, направив полученные средства на свои хозяйственные нужды. И снова пришлось применить административный арест активов, что подвигло руководство изыскать возможность погасить не только штрафные санкции, но и длящуюся налоговую задолженность.

Надо знать, что источником погашения долга являются даже материальные ценности будущего времени, например, урожай, доходы по акциям, с переданного в аренду или лизинг имущества, дебиторская задолженность.

Когда исчерпаны и такие меры, начинается работа в судах по признанию должника банкротом. На сегодня задолженность предприятий, в отношении которых начата процедура банкротства или которые уже признаны банкротами, определяется в сумме 35,4 миллиона гривен. В список таких предприятий входят ОАО «Сэндмаркет-холдинг», ОАО «Севастопольгаз», СГП «Атлантика», ОАО «Севастопольский «Маяк»… Нетрудно догадаться, что финишем развития событий будет смена владельца, если предприятие негосударственное, и потеря должностного кресла, если предприятие государственной формы собственности. К должностным лицам может быть применена и криминальная ответственность, то есть суд и возмещение причиненного государству ущерба.

Занимаясь сейчас ликбезом в форме комментария данных нам законодательством полномочий, очень хотел бы быть услышанным и правильно понятым реальными и потенциальными должниками, хотя всем без исключения вполне искренне желаю в их бизнесе успехов. Подчеркну, что лояльность современного законодательства выражается в том, что даже в ходе судебной процедуры должнику оставлена возможность подтвердить свою добропорядочность добровольным погашением обязательств.

И еще раз обращу внимание, что даже если процедура банкротства развернута, нет цели ликвидировать должника, наоборот, ему предоставлена возможность восстановления платежеспособности. Законодательство о банкротстве предусматривает налоговую поруку, мировое соглашение, рассрочку налоговых обязательств, досудебную и собственную санацию. Налоговая служба города имеет множество таких положительных примеров. Успешно выполняется мировое соглашение, заключенное предприятием «Инкермебель» с налоговой инспекцией Балаклавы. Есть надежда на реальность таких подвижек в ОАО «Муссон» перед налоговой инспекцией Гагаринского района.

Приведу еще одну выразительную цитату из выступления налогового министра: «Уплата налогов — почетная обязанность, определенная Конституцией Украины. Я не преувеличиваю, почетная, поскольку тот человек, который уплачивает государству налоги, является его достойным гражданином. Но это же является обязанностью и перед собственной компетентностью и совестью, перед современными поколениями и теми, которые уже отслужили свое перед державой». Думается, лучше не скажешь.

Завершая разговор, акцентирую и такую позицию. Современная налоговая политика направлена на постепенное уменьшение налоговой нагрузки с одновременным укреплением финансовой дисциплины и решительной борьбой с теневыми доходами. Для сведения севастопольцев, в нашем регионе в структуре налогового долга наибольший удельный вес приходится на предприятия торговли и общественного питания, достигая 62 процентов общей суммы. Конечно, львиная доля в таком объеме приходится на предприятие, которое в прошлом году запятнало себя откровенно фиктивной и остановленной налоговиками сделкой с прицелом на бюджетное возмещение. Тем не менее существует большой отряд должников данной сферы. Задолженность предприятий торговли и общественного питания с начала года увеличилась на 1,2 миллиона гривен. Рост в основном связан с неуплатой доначислений по актам документальных проверок, проведенных с применением косвенных методов определения налоговых обязательств и штрафных санкций за нарушение законодательства. В целом же долг из-за несвоевременно оплаченных сумм по итогам проверок увеличился на 4,5 миллиона гривен. Это серьезный повод для СПД выверить свою позицию, в противном случае налоговая служба будет прицельно воздействовать на предприятия, работающие с «живой» наличностью.

А еще давайте понимать, что государство — это каждый из нас, независимо от места работы, возраста и уровня доходов. Поэтому наполняемость городского и государственного бюджетов ощутима для благополучия каждого человека. В этом тоже есть стимул стремиться к гармонизации частных и общественных интересов.

ДОЛЖНИКОВ — ПОИМЕННО

Основными векторами налоговой политики последнего периода в Украине назывались расширение базы налогообложения через привлечение к уплате налогов всех без исключения СПД, устранение неоправданных льгот, четкий механизм администрирования налогов. Принятие бюджета-2004 с прицелом на его реальность и социальную ориентированность заставило под новым углом зрения посмотреть на резервы увеличения поступлений в государственную казну. Так возник знаменательный поворот, публично продекларированный недавно налоговой администрацией Украины. Это можно воспринимать на полном серьезе выписанным рецептом лечения на перспективу бюджетного дефицита. Речь идет о борьбе с бюджетными долгами, которые не только существуют, но и растут, несмотря на трехлетие действия прогрессивного закона 2181 «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» с его комплексом компромиссных мер. Огласка фамилий должников позволит жителям города узнать «антигероев», хозяйственная деятельность которых ведет к срыву наполнения бюджета со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В севастопольском регионе в список особо крупных должников по налоговым платежам с размером долга более 100 тысяч гривен входит 19 СПД. Вне каких-либо комментариев предаем его гласности с приведением размера долгового обязательства:

Ю.М.Скуратовский, руководитель ООО «Сэндмаркет-холдинг», — 26,3 млн грн;

А.А.Калиновский, руководитель ОАО «Севастопольгаз», — 4,9 млн грн;

Д.И.Лукьяненко, руководитель СГП «Атлантика», — 2,2 млн грн;

П.П.Козловский, руководитель ОАО «Севастопольский «Маяк», — 1,2 млн грн;

Ю.И.Корниенко, руководитель ЧП «Монтеград», — 589 тыс.грн;

В.В.Кошелев, руководитель ЧП «Ята», — 476,1 тыс.грн;

Н.Ю.Эбер, руководитель СП «Ита», — 393,5 тыс.грн;

В.В.Лосев, руководитель ДП «Гидроспецфундаментстрой» (Севастопольское СУ-601), — 311 тыс.грн;

О.В.Зайцев, руководитель СТО «Севастопольский филиал ЗАО «Крым-автоГАЗ», — 288 тыс.грн;

С.Н.Корниенко, руководитель ЗАО «Торговый дом «Татнефть-Крым», — 259,8 тыс.грн;

Р.А.Ковалев, руководитель ЧП «Югтурпроект», — 236,8 тыс.грн;

А.А.Федоров, руководитель ООО «Укрцветмет», — 193,5 тыс.грн;

М.А.Щербич, руководитель ГП «Севастопольская рыбодобывающая компания», — 191,2 тыс.грн;

Т.А.Бобровская, руководитель ЧП «Таол», — 188,8 тыс.грн;

К.М.Мальсагов, руководитель ЧП «Штерн», — 176,2 тыс.грн;

И.П.Тимошенко, руководитель подразделения севастопольского ПУ ГП «Крымконтракт», — 176,1 тыс.грн;

В.Г.Плотка, руководитель ОАО «Муссон», — 182 тыс.грн;

Т.Н.Кушнер, руководитель предприятия «Общество милосердия», — 151,4 тыс.грн;

Е.А.Иванов — руководитель ООО «Шиппинг-Сервис-Компани», — 144 тыс.грн.

Другие статьи этого номера