Ошибаются те родители, которые думают, что компьютерные игры развивают

Учебный год близится к середине, но нервы многих родителей уже на пределе. «Ну не хочет мой балбес учиться, что ни делай!» — жаловалась при встрече приятельница на 14-летнего сына. Мы обратились к известному в городе клиническому психологу Елене Аркадьевне КАВЕРНИК и попросили помочь разобраться в этой проблеме.- Елена Аркадьевна, первый вопрос может показаться наивным, однако его часто можно услышать во многих семьях. Ну почему, например, Иванов учится, не расстраивает папу и маму, а Сидоров приносит домой одни «колы»?

— Причин, как вы понимаете, масса, и мы можем лишь ограничиться общими рассуждениями. Но давайте уточним сразу, что разговор пойдет не об отклонениях, а об индивидуальных психофизических особенностях некоторых детей. Есть дети, которым не под силу в полной мере соответствовать современным требованиям школьной программы, хотя массовая школа рассчитана на общий интеллект. То есть у ребенка недостаточно развиты какие-то специальные способности. Например, не все дети имеют одинаковое пространственное представление (часто это можно наблюдать у левши), значит, можно ожидать трудностей с изучением математики. Таким детям трудно строить числа или же трудно понимать сложные грамматические конструкции. Есть так называемая лингвистическая тупость — это тоже нарушение специальных возможностей. Или, к примеру, дизлексия — когда ребенок не может научиться читать. Я знаю случай, когда студенту вуза учебники читала мама, хотя молодой человек обладал достаточно высоким интеллектом.

Обычно родители рассуждают так: мол, у меня в школе проблем не было, значит, и у моего ребенка их не может быть. Или же в семье двое детей: старший, как в сказке, умный, а младший… Я хочу сказать, что очень важно своевременно высветить проблему и оказать конкретную помощь ребенку, нанять того же репетитора. Кроме того, у нас в городе есть группы по нейропсихологической коррекции, опытные специалисты помогут выявить проблемы более тонко и подскажут пути их разрешения.

— В том-то и дело, что важно разобраться, где нарушение, как вы говорите, специальных возможностей, а где обычная лень…

— Есть общие показатели, принятые Всемирной организацией здравоохранения, специальная диагностика. У ребенка, который идет в школу, интеллектуальный потенциал уже можно определить.

— Вы обмолвились, что левша, например, может при обучении иметь затруднения с пониманием пространства. Возможно, левшу надо вовремя переучить?

— Согласно современному пониманию этого явления, левшу переучивать не надо. Левши — люди с особой нервной организацией, их внутренний мир более тонкий, более чувствительный. Доказано, что в отдельных случаях попытки переучить левшу приводили к заиканию.

— Обычно родители говорят так: до пятого класса мы не боялись ходить на школьные собрания, а потом началось…

— Да, обычно трудности с обучением возникают не в начальных классах, а где-то с пятого-шестого, когда уже проявляется необходимость умения ребенка нести ответственность. Ведь большинство родителей первые три года делают уроки с ребенком вместе. Потом они уклоняются от домашних занятий, дескать, уже большой, справляйся сам. Если навыки к учебе преподаны правильно, проблем, скорее всего, не будет. Но часто оказывается, что к самодисциплине школьник как раз и не приучен. В более старших классах высокий интеллект уже не спасет, а в некоторых случаях может и навредить. Высокий интеллект без характера мало чего стоит. Как известно, и во взрослой жизни успеха добиваются не самые умные, а чаще — умеющие идти к своей цели. Умственный труд — это, в первую очередь, труд. И надо уметь трудиться. Так и в школе получается: с какого-то момента вперед выходят более усидчивые и целеустремленные ученики.

— Моя приятельница начала жаловаться на поведение сына, когда ему исполнилось 13 лет. Выяснилось, что ее некогда послушный и примерный мальчик, как говорится, сам себе на уме. Постепенно стали проявляться маленькие (пока) хитрости и обманы.

— 13 лет — роковая цифра, с этого возраста многие родители перестают узнавать своих детей. Кстати, именно в этом возрасте наиболее ярко начинают проявляться наследственные черты. Бывает так, что женщина уже позабыла мужа, так как супруги развелись много лет назад, но в ребенке черты папы все равно проявятся.

Конечно, многое зависит и от условий воспитания. Все это очень индивидуально. Нет универсального рецепта для всех. Порой сами родители далеки от образа идеальной пары, чего можно желать от еще неокрепшей души? Часто приходится наблюдать так называемое расширение сферы родительских чувств — ребенка преданно любят, тщательно оберегают, всегда контролируют, а в результате вырастает не самая привлекательная личность…Иногда одинокие мамы неосознанно хотят от ребенка того, чего не получили от его отца. Эти «ожидания», как правило, бесполезны, а то и вредны.

— Но если уже начались подростковые проблемы, что делать?

— Желательно исходить из понимания, что проблемы в 13-15 лет — это уже плоды неправильного воспитания. Тут надо не наказывать, а разбираться. Надо попытаться восстановить, возможно, утраченный эмоциональный контакт. Ведь отсутствие этого контакта уже говорит о том, что было в отношениях что-то сделано не так, может, не разобравшись, наказали. Но попытаться разобраться — это не значит поговорить и взять обещание. Надо применить конкретные меры помощи — нанять репетитора, выяснить причины конфликта в классе и т.д. Порой бывает, что плохая успеваемость ученика — результат конфликта с учителем. Хотя сам педагог может об этом даже не подозревать. В моей практике был случай, когда мальчик отказывался ходить в школу, потому что испытывал личностную неприязнь к учителю — женщина была крикливой, грубоватой, а дома с ребенком так не разговаривали. И наоборот: очень часто выясняется, что любимые предметы в школе на самом деле связаны с личностью учителя, а не предрасположенностью к конкретной науке.

— Для многих родителей пристрастие детей к компьютерным играм — больной вопрос. Старшеклассники не делают уроки, а проигрывают время.

— Вы же понимаете, что игры, которые развивают, не находятся в компьютерных автоматах. И ошибаются родители, которые думают, что игры подобного рода развивают. Игромания вызывает психологическую зависимость, по силе близкую к наркотической. Игроманией увлекаются, как правило, те дети, которые не способны долго логически мыслить, наоборот, им важно действовать необдуманно. Кстати, этих детей сразу видно на психологическом обследовании.

— Что должны делать родители, чтобы уберечь ребенка от компьютерной зависимости?

— Работать над нормальной обстановкой дома. Дети часто рвутся на улицу, потому что там они находят те положительные и приятные эмоции, которых так не- достает им в семье. А мы считаем, что воспитывать — это значит наказывать, вечно поучать, что-то говорить недовольным тоном. Воспитывать, безусловно, надо, но не в той эмоциональной окраске, которую мы часто видим.

— В общем, я поняла. Мы нацеливаем родителей на домашнее задание под названием «Работа над собой».

— Думаю, это всегда уместно.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера