Единые флотские правила

Главнокомандующий Военно-Морскими Силами Вооруженных Сил Украины контр-адмирал Игорь Князь и командующий Черноморским флотом Российской Федерации вице-адмирал Владимир Масорин подписали совместный приказ «О введении в действие Правил рейдовой службы ВМС ВС Украины и ЧФ РФ на рейдах пункта базирования Севастополь». Этот документ четко регламентировал плавание кораблей и судов двух флотов в оживленном районе Черного моря. Закончился многолетний сложный процесс выработки единых Правил, которые вписываются в международную систему безопасности мореплавания.А начиналось все с того, что в соответствии с Соглашением между Украиной и РФ «О параметрах раздела Черноморского флота» от 28.05.1997г. для управления внутренним и внешним рейдом, обеспечения безопасности режима плавания кораблей и судов ВМС Украины и ЧФ РФ совместным приказом двух командующих от 16.05.2001г. были введены в действие «Правила рейдовой службы ВМС Украины и ЧФ РФ в порту Севастополь». Они предусматривали совместное дежурство представителей двух флотов на командном пункте управления рейдом (КПУР).

В условиях, когда Министерство транспорта Украины не смогло взять на себя всю полноту ответственности за обеспечение безопасности мореплавания в районе Севастополя, совместный КПУР успешно выполнял задачи по регулированию движения кораблей и судов.

Однако 10.10.2003г. были введены в действие «Правила плавания кораблей и судов в бухтах, на рейдах Севастополя и на подходах к нему», утвержденные приказом министра транспорта 626 от 05.09.2002г. Совместные рабочие группы ВМС и ЧФ при активном участии Минтранса разработали новые Правила рейдовой службы, в которые заложен механизм взаимодействия КПУР и центра регулирования движения судов «Стрелецкий» Севастопольской региональной службы регулирования движения судов.

Более того, по взаимной договоренности с Минтрансом совместный КПУР был размещен в здании ЦРДС, что позволяет, опираясь на современные средства навигации и связи опытных лоцманов-операторов, обеспечить должный уровень безопасности мореплавания.

Важная деталь, о которой говорили специалисты. Каждый вечер в 22.00 от оперативных дежурных ВМС и ЧФ поступают в ЦРДС данные о плане выхода кораблей и судов на следующие сутки. Эти данные обобщаются лоцманом-оператором, который и принимает решение по порядку выхода кораблей и судов. Определены приоритеты. Например, первыми выходят (заходят) аварийные плавсредства, суда с больными на борту, военные корабли, затем — коммерческие суда.

Комментируя для журналистов важность подписания совместного приказа, главком ВМС ВС Украины контр-адмирал Игорь Князь подчеркнул: это свидетельствует о том, что два флота могут существовать вместе и успешно решать самые сложные вопросы. Главное же заключается в том, сказал главком, что отныне полная ответственность за безопасность мореплавания на внутреннем и внешнем рейдах Севастополя возложена на одного человека — дежурного лоцмана ЦРДС, а дежурная смена КПУР — надежный его помощник.

Командующий ЧФ РФ вице-адмирал Владимир Масорин подчеркнул, что новые Правила рейдовой службы не ущемляют права ни ВМС, ни ЧФ, вписываются в принятую во всем мире систему безопасности мореплавания.

Другие статьи этого номера