Театр Черноморского флота на киевской сцене: зал стоя благодарил артистов

Драматический театр им. Бориса Лавренева Черноморского флота РФ вернулся из Киева. В последний раз театр гастролировал в столице Украины ровно двадцать лет назад. Однако на первую русскую сцену в Национальном академическом театре русской драмы им. Леси Украинки лавреневцы выходили впервые за свою семидесятилетнюю историю. О том, как проходили эти гастроли, я попросила рассказать главного режиссера флотского коллектива Ю.Н.ГРАНАТОВА.- Юрий Николаевич, главный вопрос: поездка оправдала ваши ожидания?

— Она превзошла их — от первого до последнего спектакля! Нас великолепно приняли киевские коллеги, сделавшие все, чтобы мы чувствовали себя на столичной сцене максимально комфортно. Поразило то, что артисты театра им. Леси Украинки, еще не уехавшие на гастроли в Днепропетровск, не просто приходили на наши спектакли, но искренне волновались за нас, «держали кулаки». Но самое главное — киевский зритель. Я убедился в том, что все пережитые нами за эти 20 лет катаклизмы не изменили киевлян. Здесь талантливая театральная публика. Если она влюбляется, то отдает вам свое сердце, все свое тепло без остатка. Мы ощутили на киевской сцене почти идеальное для театра «единое дыхание» зала и артистов, настоящий взаимообмен энергетикой. Такого, честно говоря, мы не ожидали — настоящие овации на «Шуте Балакиреве», щедрые аплодисменты в финале «Женитьбы» и «Каменного властелина». Полный зал стоя благодарил артистов. Море цветов…

— К гастролирующим коллективам всегда особое, трепетное отношение. Вероятно, сказалось и это?

— Соглашусь и замечу другое. Мы убедились: традиции театральной этики сохраняются и передаются в Киеве от поколения к поколению. Однако нельзя не радоваться и тому, что сказалось особое уважительное отношение к Севастополю и его театральной культуре. Здесь помнят яркие, новаторские постановки Владимира Петрова, который после Севастополя работал в театре им. Леси Украинки. Здесь помнят и надеются на возрождение «Херсонесских игр». Интерес к тому, чем сегодня живет театральный Севастополь, очень велик. Вот одна лишь деталь: в первый вечер накануне спектакля администраторы театра им. Леси Украинки обратили наше внимание на спекулянтов, перепродававших билеты на «Шута Балакирева» по 80-100 гривен. Вот вам еще одно свидетельство не только популярности пьесы Горина, но и востребованности севастопольского театра в Киеве.

— Я слышала, что за несколько дней до отъезда вам настоятельно рекомендовали отказаться от гастролей в связи с ситуацией вокруг Тузлы…

— Знаете, в первый вечер перед спектаклем мы, как обычно, пустили по радиотрансляции обращение к зрителям с просьбой отключить мобильные телефоны. Еще там были такие слова: «Драматический театр им. Бориса Лавренева Черноморского флота Российской Федерации рад приветствовать вас в этом зале». И вдруг после этого раздались первые аплодисменты. Это было ответное приветствие, знак внимания и безусловной доброжелательности к посланцам Севастополя. Может быть, и это незначительное событие вначале по-особенному вдохновило, окрылило артистов. Я сам был поражен той мощью, силой и искренностью отдачи, с какими работал коллектив.

— Юрий Николаевич, а если в целом говорить об итогах гастролей, то что видится вам самым важным? «Шут Балакирев» — сцена из спектакля.

— Нас принял и оценил замечательный город, в котором мы не были 20 лет. Не просто столица, а театральный центр. Потрясающий заряд искреннего восторга, позитивных эмоций, который дала нам киевская публика, уверил нас в правильности своего пути, в том, что мы — живой театр. У нас появилось много друзей среди украинских коллег — теперь наш театр очень хотят видеть в Запорожье, Донецке, Днепропетровске. Состоялся и продолжится серьезный разговор с киевскими театроведами и критиками, высоко оценившими потенциал нашей труппы. Завязались тесные и очень продуктивные взаимоотношения с театром им. Леси Украинки — общение с такими выдающимися коллективами дает не только бесценный профессиональный опыт, но и становится частью своеобразной творческой лаборатории, которая и движет внутреннюю жизнь театра. Но главное: мы смогли оценить реальное положение вещей в коллективе, максимально объективно рассмотреть свои достоинства и недостатки.

— Недостатки?

— Поверьте, эти гастроли не были для нас «парадным выездом». Они стали очень ответственным этапом нашей творческой биографии, своеобразным отчетом. И, как мы надеемся, дали мощный толчок к дальнейшей работе, к самосовершенствованию.

— Гастроли Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки в июле 2004 г., о которых «Слава Севастополя» уже сообщала читателям, остаются в силе?

— Безусловно, они состоятся в намеченное время. Севастопольцы достойны видеть лучшие образцы современного театрального искусства. Ведь художественный вкус и общую культуру прививают не однодневные антрепризы, которыми нынче, за редким исключением, принято «пичкать» провинцию. Севастополь — отнюдь не театральная окраина.

— И мы рады, что театр им. Леси Украинки вновь продемонстрирует здесь свое искусство. Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера