Обнимая небо…

100 лет назад в этот день американские механики братья Райт впервые в истории человечества подняли в воздух самолет с двигателем внутреннего сгорания. Стартовала эра летательных аппаратов…России понадобилось 10 лет, чтобы по-настоящему наладить у себя авиационное дело. Первыми нашими авиаторами, обученными во Франции, были дипломированные пилоты М.Ефимов, Б.Матыевич-Мациевич, М.Зеленский, М.Комаров, Г.Пиотровский. Они-то и составили костяк инструкторов, которые начали преподавать в Севастопольской авиационной школе отдела воздушного флота, основанной по инициативе вел. кн. Александра Романова в конце 1910 года в Севастополе.

24.11.1910 г. у нас на Куликовом поле состоялось торжественное открытие школы. Обучение велось в трех классах — теоретическом, общем и специальном на бесплатной основе. Кстати, отбор в школу был весьма жестким: из 2000 офицеров русской армии, пожелавших стать военными пилотами, вначале были отобраны лишь девять.

Первый выпуск состоялся 26.10.1911 года — 29 летчиков.

В 1912 г. школа была передислоцирована в район р. Качи и стала именоваться «Севастопольская Его Императорского Величества Великого князя Александра Михайловича военная авиационная школа». Она была оснащена добротными ангарами на 100 самолетов, опытными лабораториями.

До революции 1917 года опытные качинские инструкторы подготовили 609 летчиков, в т.ч. 233 летчика нижнего чина. Лучшие из них совершали рекордные перелеты, первыми доказали совершенно фантастические по тому времени возможности боевого применения авиации, освоили «штопор» (К.Арцеулов).

В советское время, в 1922 г., на Качу была переведена Зарайская (бывшая Гатчинская) школа 1, и в Севастополе стало функционировать единое учебное заведение с таким названием — «Первая военная школа летчиков».

Нет сегодня нужды подробно описывать все дальнейшие этапы становления этой школы, тем паче перечислять все славные имена наиболее знаменитых ее выпускников, снискавших славу в Первой мировой и в Великой Отечественной войнах. Достаточно назвать наиболее именитых — это трижды Герой Советского Союза А.Покрышкин, легенда отечественной полярной авиации Г.Байдуков, Герой Советского Союза П.Осипенко, совершившая в 1938 году беспосадочные перелеты Севастополь — Архангельск, Севастополь — Очаков, наконец Ахмет-Хан Султан — дважды Герой Советского Союза… Из стен нашей некогда скромной авиашколы вышли 12 маршалов, 120 заслуженных военных летчиков, пять летчиков-космонавтов.

Ныне на базе бывшей Качинской школы функционирует достаточно солидное учебное заведение — Армавирский военный авиационный институт.

…Наш город — исконно морская цитадель, и посему сегодня есть смысл упомянуть имя украинца Льва Мациевича, который одним из первых на заре отечественной авиации всерьез заинтересовался вопросом применения авиации в военно-морском флоте. 100 лет назад инженер-механик Мациевич представил и блестяще защитил в Морском инженерном училище проект авианосного крейсера…

В 1910 году капитан Мациевич назначается председателем приемной комиссии, которая должна была принять от Франции первые одиннадцать аэропланов различных систем.

Первый русский летчик Михаил Ефимов преподал Мациевичу наглядный урок вождения самолета, и его ученик уже через 45 минут самостоятельно посадил аэроплан. С пилотским свидетельством в руках осенью 1910 г. Лев Мациевич прибыл в Севастополь для созданния у нас авиашколы…

24 сентября (по старому стилю) во время очередного полета самолет Л.Мациевича разрушился в воздухе. Лев Мациевич стал первой жертвой русской авиации. Спустя одиннадцать месяцев после этого трагического события русский изобретатель Глеб Котельников создал первый ранцевый парашют…

Проект авианосца талантливого украинского изобретателя так и не был воплощен в жизнь. Но в 1976 году на вооружении военных моряков СССР появился-таки корабль с самолетами на борту. Символично, что он был назван «Киевом»…

В нынешнем году, как сообщила в свое время газета «Сегодня», аэрокосмическое общество Украины завершает проект «Аэрокосмическая геральдика», предусматривающий создание украинских «космических» медалей. Они будут носить имена четырех выдающихся отечественных авиаконструкторов — Кондратюка, Сикорского, Антонова и Янгеля. Каждая медаль будет отлита из сплава меди, никеля, серебра и бронзы.

О Юрии Кондратюке сегодня, в связи с юбилейными событиями в сфере авиации и космонавтики, следует сказать особо. Его настоящая фамилия — Шагрей. Ю.Кондратюк по праву ныне считается основоположником мировой теоретической космонавтики. Был царским офицером, при Советской власти вынужден сменить фамилию. Благодаря его теоретическим разработкам американцы смогли осуществить полет на Луну. В США на мысе Канаверал стоит памятник нашему замечательному соотечественнику. Нам есть чем и кем гордиться — в освоение человеком Воздушного океана свою весомую лепту внесли десятки талантливых, гениальных умов наших земляков и соотечественников.

P.S.

Когда верстался этот номер, поступило информационное сообщение NASA от руководителя программы полета на Марс аппаратов Sрirit и Oррortunity. Первый из марсоходов должен опуститься на планету уже 3 января 2004 года. Аппараты стартовали летом 2003 года, их запуск был приурочен к 100-летию мирового воздухоплавания.

Другие статьи этого номера