Светловы — фамилия театральная

На стене их уютной квартиры — десятки фотографий. В жизни и в театре. Роли и сцены из спектаклей. Здесь портреты не только виновника сегодняшнего события — заслуженного артиста Украины Бориса Михайловича Светлова, но и всей его театральной семьи. Светлые, прекрасные, одухотворенные лица.Артисткой была его мама, которая умерла, когда мальчику было всего четыре года. Служил сцене его отец — заслуженный артист РСФСР Михаил Дмитриевич Светлов. Рано выбрал театральную дорогу сын Бориса Михайловича — Андрей, ныне заслуженный артист России. Еще мальчиком он выступал в одном спектакле с отцом на сцене севастопольского театра. Заслуженная артистка России — жена Андрея — в Краснодарском театре. Артисткой стала дочь Андрея — Анастасия, которая ныне является одной из ярких звезд Академического театра драмы в Самаре. Ее муж тоже артист.

В этом удивительном коллективном фотопортрете мое внимание привлекли две небольшие фотографии военного времени: главстаршина Борис Светлов и младший лейтенант Надежда Светлова. Их встреча произошла в Москве в 1943 г. Бориса направили в столицу с Северного флота, где он, уже опытный профессиональный артист, в составе фронтовой концертной бригады объездил воинские части на Новой Земле, полуострове Рыбачий, в Полярном, Мурманске. А Надежда (тогда — Фисенко) только-только окончила Ленинградское хореографическое училище и в составе балетной группы Мариинского театра была зачислена в концертную бригаду. Что такое блокадный Ленинград, объяснять не нужно, что такое голодная балерина — тоже. Однажды во время выступления в Смольном, где присутствовали большие начальники во главе с Жуковым и Рокоссовским, она упала в обморок. «Царство небесное Исааку Осиповичу Дунаевскому, — говорит Надежда Михайловна, — это он нас, девочек, спас — оформил офицерами, а потом отправил сквозь кольцо блокады в Москву».

В столице тогда был создан Центральный военный ансамбль «Пять морей», в котором они прослужили до самой Победы.

— Прихожу я в клуб «Каучук», где основался ансамбль, в шинели, в обмотках, с вещмешком за спиной. Поднимаюсь по одной лестнице и вижу: по другой спускается группа девочек в погонах, — Борис Михайлович придвигает альбом и читает стихи, посвященные тому памятному событию: «На клубной лестнице мы встретились случайно, мелькнула предо мной ты точно стрекоза, ты не заметила меня, но тайно я с трепетом смотрел в твои глаза».

— Да не надо обо мне, — останавливает Надежда Михайловна, — юбилей ведь не мой.

Однако отделить одного от другого уже невозможно. Не зря ведь их совместная жизнь начиналась в суровые годы, на фронте, когда, бывало, концерт на лесной поляне прерывался из-за налета фашистских самолетов и нужно было срочно бежать в укрытие. А потом ухаживать за ранеными.

В альбоме — фотографии фронтовых бригад, знаменитых деятелей искусства, с кем им тогда довелось выступать на одной походной сцене (а сцена-то — два грузовика со спущенными бортами): Аркадий Райкин, Иван Козловский, Клавдия Шульженко, Николай Трофимов, Лидия Русланова, Игорь Моисеев. Афишки, театральные программки, ноты с памятными надписями. Одну из них, уж очень необычную, хочу воспроизвести: «Наде Фисенко, артистке балета, женщине первого ранга. С уважением…»

Бориса Михайловича годы явно пощадили. Он выглядит так же, как и двадцать лет назад. Такое же розовощекое без морщин лицо, голубые глаза, добрая улыбка.

— У меня прекрасное настроение. Я счастлив. Иногда встречаю знакомых — в 60 лет еле идут, еле разговаривают. А я еще бегать могу — мысленно, конечно. Вот только лестница, трудно подниматься. Надя не пускает. А вообще-то я прожил такую жизнь, потому что рядом со мной была замечательная женщина — моя жена. В этом моя жизненная прелесть.

Севастопольские зрители помнят спектакли, в которых принимал участие Б.М.Светлов. Работал он вначале в театре Черноморского флота, а потом — в театре им. А.В. Луначарского. Сыграл около двухсот ролей. Сегодня он снова вспоминает самые счастливые минуты своей творческой биографии. А было это в Москве, в дни, когда отмечалось 90-летие со дня рождения А.В.Луначарского. Севастопольский театр пригласили в Колонный зал Дома союзов со спектаклем по пьесе А.Луначарского «Королевский брадобрей». Светлов играл роль короля Крюэля. Во время антракта за кулисы пришла вдова Луначарского — известная артистка Розенель. Поблагодарила Бориса Михайловича, расцеловала его. На следующий день сцену из этого спектакля играли на Центральном телевидении. Передачу вела дочь Луначарского. Тоже расцеловала…

— Мы играли интересные спектакли. Хороший состав был в нашем театре — Волкова, Афанасьев, Лавровский. Хорошая режиссура — Сахаров, Ясногородский, Стрижов. Мы много ездили по всей стране. Нас очень любили в Ленинграде, в Прибалтике. Мой любимый спектакль — «Егор Булычов», меня даже сравнивали с известными столичными исполнителями. До сих пор сцена в голове — я часто ее повторяю.

Неожиданно преобразившись, Борис Михайлович разыгрывает сцену встречи Булычова с игуменьей. Играет за двоих. С чувством, с восторгом. Потом рассказывает, как в спектакле «Семья» исполнял роль чуваша Огородникова, специально для роли выучил частушку на чувашском языке и тоже читает ее. Поет он и сегодня великолепно, с настроением. И хоть нет у него в руках гитары, Борис Михайлович воспроизводит песню из старого спектакля: «Я всегда мечтаю лишь о малом, я могу хорошего желать, я хотел бы к нашим идеалам на горячей лошади скакать».

1 января Борису Михайловичу исполняется 90 лет. Будет много сердечных поздравлений от родных и друзей. Надежда Илларионовна Светлова накроет стол…

И невзначай вспомнит другой праздник из своей военной юности. После того самого выступления в Смольном, где она упала в голодный обморок:

— Нам сделали там банкет. А меню было такое — поварежка пшенной каши и 125 г хлеба с выгнутой шпротинкой. Запускали в столовую по десять человек. Стоял у дверей старшина. Я сидела над опустошенной тарелкой и думала: если я еще не съем, я умру. Хлеба не надо, он наперечет, а вот каши бы…Я пошла и стала в очередь по новой, но с сознанием, что хлеба нельзя, он порционный, а каша — ложкой больше, ложкой меньше… Потом я часто думала: лучше бы я и хлеб взяла, все равно одна расплата…Сижу, ем, и вдруг надо мной появляется главстаршина: «Товарищ младший лейтенант, вы пошли по второму заходу. Я буду докладывать вашему командованию». Да, меня потом вызвали на ковер и выгнали из комсомола. Меня, а позднее и Кольку Трофимова — он выкопал несколько картофелин.

Кстати, Николай Николаевич Трофимов — наш земляк, севастополец, ныне народный артист России, артист санкт-петербургского Большого драматического театра. А Надежда Илларионовна Светлова — заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, известный и любимый в городе хореограф, руководитель ансамбля классического танца «Надежда». Та самая «женщина первого ранга».

Вот такой была их военная молодость. Вот такую они прожили большую жизнь. Прекрасные люди, замечательные артисты с театральной фамилией — Светловы.

С днем рождения, Борис Михайлович! С 90-летием!

Другие статьи этого номера