Не разлучаются, любя

Странное чувство испытывает каждый из нас, когда обрывается жизнь человека, с которым ты все время мечтал встретиться, но не успел. В.И.Подбельцев — личность в городе заметная. Он был генеральным директором производственного объединения «Севастопольский Морской завод имени Серго Орджоникидзе». Виктор Иванович руководил им в то время, когда гриф секретности не позволял полно рассказать, что именно модернизировали севастопольские корабелы. Долгие годы завод значился под кодом почтового ящика. Первого января 2004 года Виктор Иванович собирался отметить свой 75-й день рождения. К нему он готовился, обсуждал с дочерью Евгенией Викторовной, как получше устроить юбилей. Ведь в последние годы праздников в его доме фактически не было. А тут такой повод. В недавнем прошлом дверь их квартиры после двенадцати ударов часов в новогоднюю ночь не закрывалась до утра. Свет в окнах квартиры Подбельцевых горел подолгу. «Папа, — говорит Евгения Викторовна, — умел заражать своим счастьем других». Хотя из-за чрезмерной занятости постоянной работой его считали недоступным.

В детские годы Виктор Иванович мечтал жить и работать у моря. Он знал, что есть Севастополь, Одесса, Николаев, где строят корабли. Эта любовь настолько поразила воображение уральского мальчишки, что он покинул отчий дом с мечтой о море. Долгих шесть месяцев скитался по стране. Вернувшись домой, заявил своему строгому отцу: «Либо ты меня воспринимай таким, каков я есть, либо я уйду». Так решилась его судьба.

Николаевский кораблестроительный институт в послевоенные годы блистал преподавательским составом. Выпускной альбом его факультета украшают фотографии людей в кителях офицеров с боевыми наградами. Вернувшись с войны, парни садились за парты. Они, повидавшие войну, горе, голод, разруху, получив знания, стремились на производство.

На факультете кораблестроения Виктор Иванович встретил и свою будущую жену — Евдокию Павловну. Весенний Севастополь начала 50-х поразил молодую пару горьковатым запахом цветущего миндаля и звуками духовых оркестров. В центре строились дома с колоннами. А окраины застраивались мазанками. Заводские отличались от остальной публики. Инженеры и рабочие ездили в троллейбусах в фуфайках. Бытовки, столовые, детские сады, жилье…Конечно же, они были в планах. Но вначале нужно было поднимать завод.

С Корабельной стороной Подбельцевых связывало все. На 13-м заводе послужной список Виктора Ивановича не изобиловал записями. Начинал мастером, а когда молодому начальнику цеха Виктору Подбельцеву предложили эту же должность, но в первом цехе Морского завода, взяло верх главное обстоятельство. В семье ожидали прибавления. Необходим был детский сад.

Среди других Виктор Иванович выделялся внешностью. Высокий рост, прямой взгляд темных строгих глаз, широкий волевой подбородок. За этими чертами скрывались человеческие качества, присущие добрым по натуре людям. Вступив на должность главного инженера, он перевернул мировоззрение людей на новую технику. С его приходом на предприятии развивается машиностроение: выпускаются теплообменные аппараты, брашпили, лебедки. Внедряются станки, способные изготавливать высокотехнологичные детали. Развивается морское краностроение. Под него в Инкермане строился новый цех. Изготавливались на экспорт мощные 100- и 300-тонные плавучие краны «Черноморец» и «Богатырь». В 1974 году им был присвоен государственный Знак качества. Их создателям, в том числе и В.И. Подбельцеву, присуждена Государственная премия СССР. Когда сдавали «Витязь», то по заводу поползли слухи: «Виктор Иванович тянет на Звезду». Героем Соцтруда, однако, он не стал. Поговаривают, будто в списки награждаемых забыли вписать его фамилию.

Но жизнь шла. Завод занялся модернизацией, переоборудованием, ремонтом эсминцев, крейсеров, подводных лодок, больших противолодочных кораблей, авианосцев Черноморского, Тихоокеанского, Балтийского флотов. В заводском музее хранится фотография буквально летящего по морской глади океана военного корабля с короткой и лаконичной подписью на обратной стороне «В.И. Подбельцеву на память о встрече с личным составом РКР «Грозный». 19.03.76 г. Вот такие красавцы создаются в Индии при вашем участии. Индусы в восторге от этого и на всех переговорах выражают вам и коллективу завода огромную благодарность».

В 1970 году на завод поступает спасатель подводных лодок катамаран «Коммуна». В Севастополе патриарху флота, построенному еще в 1915 году на Путиловской верфи, предстояло пройти модернизацию и переоборудование в плавучий испытательный центр для научных экспериментов. «Коммуну» планировалось использовать в качестве носителя-испытателя автономных глубоководных аппаратов, а также для обеспечения подводных атомоходов, образцов нового морского оружия. Завод вдохнул в судно вторую жизнь. С увеличением численности кораблей океанического флота прибавилось забот и у судоремонтников. К морзаводцам поступали суда китобойной флотилии. Пошла знаменитая инкерманская мебель. Разворачивалось строительство проспекта Победы, стадиона, базы отдыха для детей и взрослых на Южном берегу. Детский городок «Лукоморье» создан руками заводчан и на средства предприятия. Завод финансировал строительство корпуса Севастопольского судостроительного техникума, студенческого городка. Виктора Ивановича называли созидателем.

В.И.Подбельцев никогда не расставался с заводом. Даже тогда, когда вынужден был поменять свое рабочее место на другой кабинет. Однажды оброненная им в далекой Африке фраза станет целью и смыслом всей его жизни: «Завод — это мое любимое детище». Он остался верен ему.

В дни празднования 220-летия ОАО «Севморзавод» по инициативе нынешнего руководителя предприятия председателя правления — президента Анатолия Череватого проходила встреча трех поколений директоров завода с ветеранами. Виктор Иванович получился на фотографии очень жизнерадостным и счастливым. Рядом были единомышленники. Те, кто вместе с ним прожил лучшие годы своей жизни на Севастопольском Морском заводе имени Серго Орджоникидзе. Никто не мог предположить, что жизнь отмерила ему немного времени.

Другие статьи этого номера