В последние месяцы 2003 года в Севастополе увеличилось количество преступлений, совершенных подростками. Если в 2002 году ими совершено 202 преступления, в которых участвовали 285 человек, то в 2003 году 305 подростков совершили уже 413 корыстных преступлений — разбоев, грабежей. Кроме того, подростками совершено три умышленных убийства при отягчающих обстоятельствах.В связи со сложившейся ситуацией и необходимостью принятия комплексных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних 9 января 2004 года было проведено расширенное заседание коллегии прокуратуры города, на которое были приглашены представители Севастопольской государственной администрации и главы районных администраций, руководители УМВД Украины в Севастополе, начальники отделов криминальной милиции по делам несовершеннолетних (ОКМДН), начальники служб по делам несовершеннолетних, работники управления образования и здравоохранения.
На коллегии сделан подробный анализ состояния преступности среди несовершеннолетних. Причинами ее роста являются не только факторы, но и серьезные недостатки в работе местных органов исполнительной власти, криминальной милиции по делам несовершеннолетних, других государственных органов по выполнению требований законодательства по профилактике правонарушений, беспризорности, пьянства и наркомании среди подростков.
Коллегия также отметила, что в 2003 году органами прокуратуры г. Севастополя неоднократно проводились проверки соблюдения требований законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, по результатам которых возбуждено 8 уголовных дел, 48 должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, предъявлено 43 исковых заявления в интересах несовершеннолетних.
Серьезные замечания вызывает работа отделов криминальной милиции по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Например, из числа подростков, состоящих на профилактическом учете в ОКМДН, повторно совершили преступления 19. Отсутствует четкий и своевременный обмен информацией между милицией и наркологами, органами образования, службами по делам несовершеннолетних о подростках, склонных к совершению правонарушений. Это в конечном итоге является причиной ненадлежащей профилактической работы с ними. Не принимаются должные меры по предупреждению проституции среди девочек-подростков. В сентябре 2003 года к занятиям не приступили 219 школьников. Из них в течение месяца возвращены к обучению в школе 189 подростков. Однако 30 учеников до сих пор не посещают занятия в школе и находятся вне учебно-воспитательного процесса. Это создает предпосылки к совершению ими правонарушений.
Как и ранее, требует повышенного внимания организация учебно-воспитательной работы в детском доме 2. У значительного числа его воспитанников знания не соответствуют установленному законом государственному уровню общего среднего образования. Педагогический коллектив детского дома явно недостаточно уделяет внимания работе с трудными подростками. Среди них немало тех, кто в возрасте 15-16 лет обучается лишь в младших классах.
Не может не тревожить то обстоятельство, что 145 несовершеннолетних, участвовавших в совершении преступлений, нигде не учились и не работали. При этом службами по делам несовершеннолетних не всегда выясняются причины совершения ими преступлений, в какой жизненной ситуации оказался подросток и какая ему необходима была помощь со стороны государственных органов.
Законом Украины «Об охране детства», Кодексом Украины «О браке и семье» на органы опеки и попечительства возложены обязанности по осуществлению контроля за исполнением родителями и лицами, их заменяющими, имущественных и жилищных прав детей при отчуждении жилых помещений и приобретении нового жилья. Ни одного иска в суд по данным вопросам не заявлено. Между тем органами прокуратуры города по результатам проведенных проверок заявлено 10 исковых заявлений о защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних.
Принятое коллегией прокуратуры города решение направлено на улучшение координации действий правоохранительных и государственных органов по предупреждению преступности, устранению недостатков в организации профилактической работы с подростками, повышению ответственности руководителей соответствующих учреждений, служб и ведомств по выполнению требований действующего законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних.