Мыльный сериал для кабельного телевидения

Два с половиной тысячелетия назад Создатель занялся поиском места для Балаклавы. Желая угодить его жителям, он указал на берега спрятанной между высокими горами бухты, куда не доходят волны самых жестоких штормов. Но, как оказалось через многие столетия, крутые утесы стали существенным препятствием на пути радиоволн, а также сигналов изобретенного самого массового из искусств — телевидения. Но не сниматься же балаклавцам в самом деле с насиженного места куда-то на равнину. В то же время и сидеть им в темноте да в обиде мало охоты. Поправить промашку, допущенную Создателем, взялись пять с лишним лет назад директор РЭП-12, в то время М.И.Гончарук, и до сих пор действующий директор телерадиокомпании «Балаклавия» А.В.Довбня. Выход, сказали они, в налаживании в домах коммунальной собственности сети кабельного телевидения.Составляя соответствующий на сей счет договор, Михаил Иванович и Алексей Викторович мыслили масштабно. Конечно же, решили они, соглашение между двумя дружественными предприятиями будет бессрочным. В самом деле, Балаклаве, которой исполняется 2500 лет, еще жить и жить. Высокие договаривающиеся стороны не скупились на обещания. Предприятие, то есть РЭП-12, «обязуется предоставить Исполнителю, то есть «Балаклавии», свои объекты (жилые дома, подъезды) для проведения монтажных работ…системы кабельного телевидения». Исполнитель «обязуется не производить работ, приводящих к ухудшению экологического состояния и других последствий на объектах Предприятия». «В качестве благотворительной безвозмездной помощи Исполнитель обязуется…» «Предприятие обязуется…» Идилия — ничего не скажешь.

Затянувшийся на годы период разворачивания у бухты системы кабельного телевидения — так уж совпало — сопровождался приобретшими массовый характер случаями циничного и вызывающего, где-то профессионального вандализма. Разграблению подверглись домовые усилительно-распределительная сеть телевидения, коллективные антенны.

Реально протекающая за окнами жизнь заставила обратиться к более конкретным вещам. Экология — это хорошо, хотя «Балаклавия» — не химический комбинат. В январе 2001 года стороны вновь сели за стол переговоров. На сей раз РЭП-12 представляла новый его директор В.П.Киева. В новый вариант договора «забиты» иные пункты как отражение суровой действительности.

Телерадиокомпания, записали партнеры в согласованном документе, «принимает на себя обязательства перед потребителями — жителями домов жилфонда РЭП-12 — по обеспечению качественного обслуживания СКП (домовых усилительно-распределительных сетей. — Ред.). И далее: «По вопросам обеспечения качества приема ТВ-сигнала в СКП, ТРК (телерадиокомпания. — Ред.) несет ответственность перед потребителями в соответствии с законом Украины «О защите прав потребителей». Мало того: «ТРК заключает с каждым из потребителей договор на техническое обслуживание СКП и принимает на себя рассмотрение всех претензий и жалоб потребителей по вопросам качества коллективного приема ТВ-сигнала». Под этими и другими положениями обновленного договора рядом с подписью В.П.Киевой поставил свой драгоценный автограф и А.В.Довбня.

Это были уже не пункты, касающиеся экологии. Но эксплуатационщиков жилья коммунальной собственности тоже понять можно. Жалобы — письменные и устные — на факты варварского разграбления СКП, были моменты, буквально захлестнули их. А что же деловые партнеры? Конечно, представители «Балаклавии» были далеки от заключения договора с каждым из потребителей на техобслуживание домовой усилительно-распределительной сети ТВ. А если такие договоры и были, то вряд ли выполнялись.

В конце концов по этой части договора менее чем через год А.В. Довбня поднял руки вверх. «В связи с участившимися кражами и разукомплектациями антенных усилителей, приемных антенн и других атрибутов системы коллективного приема (антенное хозяйство) на домах жилого фонда РЭП-12, — писал Алексей Викторович В.П.Киевой 14 декабря 2001 года, — эксплуатация системы коллективного приема стала практически невозможной». Одним словом, приехали. По мнению директора «Балаклавии», восстановительные работы невозможно осуществить без дополнительного финансирования за счет местного и городского бюджетов.

В письме А.В.Довбни содержится еще упрек в адрес Валентины Панферовны за отказ от пролонгации совместного договора на обслуживание и эксплуатацию СКП. Но как сотрудничество продолжать, если партнером не выполняются некоторые другие пункты договора? Ответственные работники РЭП-12 утверждают, например, что в нарушение одного из положений договора работники ТРК «Балаклавия» не ставят в известность ни старших по домам, ни работников рэпа о планируемых в подъездах работах. На утро 12 января за «Балаклавией» числился пусть небольшой — 202 гривны 18 копеек, — но долг за электроэнергию.

Можно было бы кое с чем смириться, но в особенности в течение прошлого года усилился поток жалоб балаклавцев на увеличение ТРК «Балаклавия» тарифа на предоставляемую им услугу. Письма об этом и устные обращения шли также в адрес районного совета, что подтвердил в беседе со мной его председатель Н.М.Козлов. Дело дошло до рассмотрения создавшейся ситуации депутатами.

Абонентом «Балаклавии» является заместитель председателя районной государственной администрации Н.П.Харута. Он посетовал на то, что права граждан в договоре с телерадиокомпанией вмещаются в несколько строчек. Их же обязанности перед «Балаклавией» — читать и читать.

Вот пишу, и оторопь берет: не выболтать бы случайно коммерческую тайну «Балаклавии». Но ведь мой собеседник Н.П.Харута не давал расписки в соблюдении режима секретности ни в отношении договоров с ним — абонентом, ни в отношении платы за услугу. Ее размеры известны в Балаклаве сотням, может, тысячам граждан. Не о прибылях ТРК речь, а об абонентской плате. Так вот, когда Никодай Петрович стал клиентом «Балаклавии», за месяц он вносил на счет компании десять гривен. А начинал, говорят, А.В.Довбня со своей командой с семи гривен. «За декабрь, — сказал Николай Петрович, — я внес уже 17 гривен». По Балаклаве поползли слухи, что и 17 гривен — не предел. В народе назывались уже 20 и даже 30 гривен. Наверное, люди и наговаривают на частное предприятие.

В руководящих органах Балаклавы еще не изжиты до конца методы работы, характерные для недавнего нашего прошлого. Пошли «телеги» в прокуратуру, в Антимонопольный комитет, другие органы по поводу проводимой «Балаклавией» ценовой политики. В ответ услышали стройный хор: не имеете права вмешиваться в вопросы тактики частного предприятия. Цена — дело его и потребителя услуги. Что верно, то верно. А то, что потребитель стонет под грузом абонплаты и с жалобами идет в органы местной власти, в РЭП, — дело десятое.

Государственная налоговая администрация в г. Севастополе выступила с инициативой «установить через ремонтно-эксплуатационные предприятия…общее количество абонентов кабельного телевидения в разрезе телерадиокомпаний, осуществляющих деятельность на территории… Севастополя». Затею налоговиков поддержали в городской государственной администрации ради более полного наполнения бюджетов различных уровней. Возможно, в ходе этой работы были получены несколько неожиданные результаты. По всей вероятности, в «Балаклавии» обиделись. Обиделись так, что 4 октября прошлого года не откликнулись на приглашение поучаствовать в созванном районной государственной администрацией совещании по вопросу работы ТРК на объектах коммунальной собственности. Хотя причиной отсутствия на нем А.В.Довбни или его сотрудников может быть нечто иное.

Обстановка в Балаклаве после дебатов вокруг тарифов, и особенно после инициированной госналоговой администрацией проверки, установилась несколько нервозной.

И тут молодой сотрудник в районной госадминистрации, не отягощенный багажом прошлого, предложил воздействовать на события рычагами, присущими рыночной экономике. Так, в Балаклаве появилась ТРК «Ликком». «Для нас, — совершенно искренне заявляет Н.П.Харута, — одинаково близки и «Балаклавия», и «Ликком». Было бы нашим гражданам хорошо».

РЭП-12 уже имеет с «Ликкомом» договор. Новые партнеры взяли эксплуатационщиков жилья тем, что в первый же день переписали имена и отчества старших по домам, где предстоит работать. В РЭП-12 умиляются реакции «ликкомовцев». Как-то утром на их действия поступила жалоба по поводу нанесенного вреда крыше одного дома. А к вечеру крыша была отремонтирована, о чем письменно сообщал автор жалобы. Цены на услуги телерадиокомпании в Балаклаве набирают тенденцию к резкому снижению. От этого в выигрыше абоненты.

Эта корреспонденция — рассказ не о вещах чрезвычайных. Она о вещах будничных, рутинных. Автор взялся за перо именно для того, чтобы сказать, что в системе рыночных взаимоотношений мы живем и будем жить. А это цены, конкуренция, амбиции. Без них никак. Вот и все.

Другие статьи этого номера