Быть или не быть этим праздникам?

Нет необходимости представлять севастопольцам Романа Мархолиа. Спектакли, поставленные им в театре им. А.В. Луначарского, оставили особый след в нашей памяти. Время не смогло уменьшить притяжения, которое мы испытываем к творчеству Мархолиа. Этот интерес всегда восполняется новой информацией о его экспериментах и постановках. Последней и наиболее нашумевшей работой Романа Мархолиа стал поставленный в Москве на сцене центра Галины Вишневской «звездный» спектакль по пьесе Р.Харвуда «Квартет». Это очень дорогой проект с привлечением современной визуальной техники. Художник-постановщик — известная севастопольцам Ирина Нирод (вместе с ней Роман ставил на сцене театра им. А.В.Луначарского спектакли «Гарольд и Мод», «Наш городок»). А «звездным» я назвала «Квартет» потому, что в нем участвуют звезды российского, польского и грузинского театров — Барбара Брыльска, Светлана Крючкова, Кахи Кавсадзе, Игорь Дмитриев и молодые оперные певцы. Кстати, для экранной примы Барбары Брыльской «Квартет» — вообще дебют на театральной сцене, до сих пор она не принимала подобных предложений, зато через две минуты после начала телефонного разговора с Романом Мархолиа дала на то свое согласие. «Квартет» — антрепризный проект. Он вызвал большой и, как всегда это случается у Мархолиа, далеко не однозначный резонанс. А в результате спектаклем широко заинтересовались в России, Украине, США, Германии. Роман всерьез подумывает о том, чтобы привезти этот спектакль в Севастополь.

Итак, Роман Мархолиа верен себе, он полон дерзких идей и экстравагантных замыслов. В их числе — создание в нашем городе международного культурного центра «Балаклава».

«Международный культурный центр организован при участии известных деятелей культуры и искусства, организаторов шоу-бизнеса Украины и России с целью развития социально-культурной инфраструктуры Балаклавы и г. Севастополя, привлечения материальных и интеллектуальных ресурсов к развитию международного туризма в регионе, создания постоянной базы для проведения международных культурных проектов, обмена творческим опытом молодых деятелей театра и кино стран СНГ и Европы» — это строки из Положения о центре.

— Наша идея была такая: ни у кого в городе не взяв средств, мы готовы проводить в Балаклаве международные проекты, привлекать известных мастеров сцены и экрана из многих стран мира. С этой идеей мы обратились к местным властям. На базе кинотеатра «Родина» мы готовы создать культурный центр не только для жителей Балаклавы и Севастополя, но и для многочисленных гостей Крыма. Есть заинтересованные люди в нашем окружении, и есть организации, которые готовы содействовать этому проекту. В их числе Мариинский театр, Международный культурный центр (Санкт-Петербург), московский Дом кино, Союз театральных деятелей Украины, продюсерская фирма HAN PRODUCTION (Германия). Финансовую поддержку деятельности МКЦ готовы осуществлять различные банки и фирмы Киева и Москвы. Намечен состав попечительского совета, в который готовы войти народная артистка СССР Ада Роговцева, народный артист России Андрей Толубеев, директор Дома кинематографистов РФ Игорь Угольников, директор международного кинофестиваля «Фестиваль фестивалей» Игорь Мамонтов и другие известные деятели искусства из Украины и России, а также Германии, Великобритании, Франции.

Международный культурный центр планирует проведение театральных, музыкальных и художественных проектов, в их числе праздник и фестиваль искусств, посвященные 2500-летию Балаклавы, кинофестиваль «Новое европейское кино», Международный театральный фестиваль классической драмы. Предполагаются организация постоянно действующего клуба любителей кино и международной летней театральной школы, проведение творческих вечеров и встреч со зрителями известных актеров театра и кино, выставок. В числе задумок — празднование 2500-летия Балаклавы, творческая акция «Балаклавская Одиссея», проведение Дня памяти, посвященного 150-летию битвы при Балаклаве, и международного фестиваля с участием военных оркестров России, Украины, Великобритании, Франции.

Площадками для этих уникальных проектов, сочиненных участниками международных акций, станут большой канал штольни подводных лодок и сухой док, арки и залы уникального военного сооружения, улицы и набережные Балаклавы. Эстетической средой балаклавской Одиссеи послужат классическая музыка и современные средства видеоарта, современный танец, драма, компоненты классической оперы. Представьте себе: зрители проекта разместятся на плоту, который проплывет по каналу сквозь залы штольни, в пространствах которой будут демонстрироваться уникальные видеоматериалы.

Естественно, это лишь отдельные страницы замысла. В том, что у Романа Мархолиа есть богатый опыт в организации подобных творческих проектов, сомневаться не приходится. Ведь это с его задумки и легкой руки был основан в нашем городе театральный фестиваль «Херсонесские игры». Ведь это с его участием проводились международная художественная акция «Алхимическая капитуляция» (Украина, Россия, Германия, Бельгия, США), телевизионные версии международных московских кинофестивалей, «Рождественских встреч» Аллы Пугачевой, церемонии награждения национальными кинематографическими премиями в области кино «Ника» и «Тэфи», международного кинофестиваля «Окно в Европу», телевизионных программ «Большая стирка» и «Фабрика звезд»…

Итак, есть замысел и есть люди, готовые осуществить его. И вдруг дело застопорилось.

— Как только мы высказали наши замыслы, в эту идею вклинились чистые коммерсанты, готовые использовать здание кинотеатра с иными целями, — рассказывает Роман Мархолиа. — Ни один участник тендера не давал культурных проектов, были гостиничные хозяйства, бизнес-центры. Мы выиграли тендер, но выиграли на нереальных для нас кабальных условиях. Параллельно с достаточно дорогой арендой возникают условия по развитию инфраструктуры, строительству набережной. Естественно, как люди культуры с другими деньгами и идеями, мы не можем стать конкурентами бизнесменам. Но поймите, в цивилизованном мире существует политика, которая позволяет привлечь капитал к культуре. То же самое и в Москве, где под эгидой городского правительства создаются, например, Центр Мейерхольда, новый Дом актера на Страстном бульваре, Центр оперного пения Галины Вишневской. Модель реальна — дается земля под культурный объект, коммерсанты строят, учитывая свои интересы, инвесторы вкладывают средства и дают возможность функционировать культурному учреждению. А в результате внедрения таких проектов расширяется приток людей и увеличиваются средства, которые поступают в бюджет. У нас есть партнеры, которые готовы заниматься нашим объектом, но заниматься на условиях, им понятных.

В преддверии своего 2500-летия Балаклава провозглашена как регион туризма и рекреации. Проект Международного культурного центра как нельзя лучше вписывается в рамки этой программы и в будущем, безусловно, послужит привлечению инвесторов.

Но это в будущем. А что победит — сиюминутная цель благоустройства набережной или же будущие многотысячные праздники и фестивали? Вопрос не праздный.

Другие статьи этого номера