Прибыль: самый лукавый доходный источник

Состояние экономики оценивают индикаторами ежегодного роста объемов промышленного производства и мобилизации средств в бюджеты всех уровней из разных доходных источников. Такие факторы обусловлены целесообразностью проводимой государством экономической политики. С 1 января нынешнего года налоговая нагрузка в Украине пошла на убыль. Уже в конце января ее оценят получающие зарплату, поскольку 13-процентный подоходный налог оставит в распоряжении людей больше денег. Не так наглядно, но в применении к значительному обороту смогут почувствовать налоговое послабление и субъекты рыночных отношений, поскольку ставка налога на прибыль снижена с 30 до 25 процентов. О позиции налоговых органов по отношению к предприятиям и предпринимателям, являющимся плательщиками налога на прибыль и НДС, корреспондент побеседовал с начальником управления налогообложения юридических лиц государственной налоговой администрации г. Севастополя В.П.СОБУЛЯК.- Валентина Петровна, во многом налоговую «погоду в доме» Севастополя создает реальность прогнозных заданий по разным видам налогов, доведенных региону. Вырос ли в этом году алгоритм поступлений по налогу на прибыль и НДС в сравнении с 2003 годом?

— С середины ноября прошлого года нами велась работа, чтобы доведенные государственной налоговой администрацией Украины объемы прогнозов на 2004 год были реальными. Можно говорить, что это удалось. При определении таких параметров принято исходить от достигнутого уровня поступлений. Какой объем средств должен быть внесен на бюджетные счета плательщиками региона в 2004 году показывает сравнение: в 2003 году в государственный бюджет в севастопольском регионе было мобилизовано 68,6 миллиона гривен налога на прибыль при задании 66,2 миллиона. Позитивно можно оценить и аккумуляцию НДС: при годовой программе в 49 миллионов гривен фактические поступления достигли 49,8 миллиона. Налоговая служба Севастополя придерживается тактики реального представления в Киев параметров нашей базы налогообложения. В частности, удалось добиться существенного уменьшения первоначального варианта прогноза аккумуляции НДС на нынешний год. Сегодня между районными налоговыми инспекциями Севастополя разбита для выполнения годовая программа мобилизации налога на прибыль в объеме 63,7 миллиона гривен и НДС в размере 62,7 миллиона гривен. То есть налоговая служба города не стремится наращивать поступления чрезмерно стремительными темпами. Свою задачу мы видим в том, чтобы досконально знать плательщиков и побуждать субъектов предпринимательской деятельности чисто вести балансовые документы и так же рассчитываться с казной.

— Известно, что налог на прибыль налоговики справедливо считают одним из самых лукавых доходных источников, потому что бухгалтеры так отточили свои навыки «рисовать» отчетные затраты, что у многих прибыль в декларациях выглядит совсем жалобно, диссонируя с мощными торговыми базами и броско оформленными магазинами, переполненными товарами…

— А почему вы полагаете, что теневая экономика существует где-то в соседнем городе, а Севастополь она миновала? Прибыль как раз и можно считать одним из каналов притягивания экономического криминалитета. Однако предприятия, декларирующие отрицательное значение объекта налогообложения, находятся на прицельном налоговом контроле, мы ведем по ним специальный учет, вызываем таких руководителей и главных бухгалтеров, чтобы убедить изменить стиль работы. И такие меры дают результат: если после сдачи отчетности за 9 месяцев 2002 года убыточными в регионе были 155 предприятий с общей суммой заявленных убытков 76,7 миллиона гривен, то после изучения деклараций по итогам 11 месяцев 2003 года мы насчитали их уже 128 с суммой убытков 54,5 миллиона. То есть мерами убеждения, диалога, аудиторскими проверками удается подвигнуть таких СПД к уплате налога на прибыль.

— Не хотите ли предать гласности тех из них, кто особенно упорствует?

— Как видите, в целом список «убыточников» все еще внушителен. Но особенно недопустимой мы считаем работу с убытками предприятий торговли и общественного питания. Спрашивается, разве может владелец кафе или ларька позволить себе продолжать его бесприбыльную работу? Однако в Севастополе все еще стоят на учете 17 предприятий с такими балансами, по их декларациям общий объем допущенных убытков составил 6,1 миллиона гривен. А если конкретно, можно назвать ООО «Нафта-Крым» — предприятие, занимаясь торговлей ГСМ, задекларировало 1,5 миллиона гривен убытков, в гораздо более скромных размерах, но продолжают упорствовать в подобном стиле деятельности ЧП «Еврооптика» и ООО «Бухта»…

— Давайте поговорим об НДС как о тоже достаточно проблемном налоговом источнике. Ситуацию с ним осложняет большой объем переходящих из года в год невозмещенных сумм. Если предприятие работает «чисто», это подрывает его доверие к государству. Как налоговые органы намерены разрешать ситуацию?

— Чтобы снизить негативные последствия такого явления, в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины 2014 от 25 декабря 2003 г. введен механизм вексельного (облигациями внутреннего займа) погашения просроченной задолженности, сложившейся по состоянию на 1 ноября 2003 года. Однако такая возможность появилась лишь у предприятий, документально подтвердивших свое право на возмещение НДС по всей цепочке, начиная от производителя, то есть прошедших глубокую проверку. Бескомпромис-сность подобного решения демонстирует решительное наступление на теневую экономику, поскольку получившая распространение торговля схемами минимизации на грани закона, а часто и с выходом за пределы правового поля стала серьезной угрозой бюджетному благополучию. В Севастополе в реестр СПД, которые в ближайшее время получат возмещение таким способом, включены 32 субъекта предпринимательской деятельности с общим объемом претензий на возмещение в 3,5 миллиона гривен. Это лишний повод убедиться, что государство начинает не только придерживаться установленных правил бюджетной «игры», но и предлагает «игрокам» исключительно «прозрачный» стиль финансово-налоговых «пассов» и «проводок». Для Севастополя это тем более важно, что в поступлениях городской казны в 2003 году НДС приблизился к 25 процентам (если совсем точно — 23,2%), достигнув 49,8 млн грн.Открыто называя такие цифры, мы надеемся, что столь же открытыми будут становиться методики учета финансово-хозяйственной деятельности особенно тех СПД, которых раньше налоговикам приходилось уличать в преднамеренных «ошибках» в свою пользу и искажении объемов истинно получаемой прибыли и заявляемого к возмещению НДС. Намерена налоговая служба также принять адекватные меры для усовершенствования форм и методов администрирования налогов, чтобы посетителям инспекций было удобнее подавать отчетность.

Стоит принять во внимание, что структура вплотную подошла к созданию системы отбора плательщиков для проверок на основе налоговых рисков, что позволит минимизировать влияние субъективного фактора на выбор кандидатов для налогового аудита, обеспечит выявление и предупреждение возможных нарушений законодательства на как можно более ранней стадии. Автоматизированная система налоговых рисков позволит группировать плательщиков по таким категориям: законопослушные и добросовестные, требующие дополнительного внимания, допустившие отдельные нарушения, третья категория — заведомо уклоняющиеся от уплаты налогов. Включение такой схемы позволит защитить добросовестных налогоплательщиков от безосновательных проверок. В основу же идеологии программы модернизации налоговой службы положено повышение уровня добровольной уплаты налогов, то есть переход с фискальной системы с принудительными функциями, которые сейчас ей все еще свойственны, на стимулирование автоматических плановых расчетов с казной вне каких-либо эксцессов.

Другие статьи этого номера