Услуги некоторых крюинговых компаний оборачиваются для севастопольских моряков десятками лет тюрьмы

Из стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки все чаще и чаще приходят сообщения о задержании севастопольских моряков, которые в составе экипажей иностранных судов принимали участие в крупных контрабандных операциях. В связи с этим мы попросили начальника управления СБУ в г. Севастополе Владимира Кунцевского ответить на вопросы редакции.- Владимир Федосович, как вы прокомментируете ситуацию с серией арестов наших земляков за рубежом?

— Севастополь был и остается городом моряков — как военных, так и гражданских. Причем число последних превышает десять тысяч человек. В свое время плавсостав обеспечивали работой крупные отечественные рыбодобывающие, транспортные и научные предприятия. На подготовку морских специалистов было ориентировано большинство средних специальных и высших учебных заведений города. Но за последние десять лет ситуация изменилась. Количество украинских судов значительно сократилось, и несколько тысяч моряков практически остались без дела. Вполне естественно, что на свободный рынок квалифицированной рабочей силы обратили внимание иностранные судовладельцы. По их заказам и рекомендациям в Севастополе начали создаваться крюинговые компании. На сегодняшний день в городе зарегистрировано сорок четыре субъекта предпринимательской деятельности, имеющих лицензию Министерства труда и социальной политики Украины на предоставление услуг, связанных с посреднической деятельностью по трудоустройству граждан за рубежом.

В последние годы морские специальности вновь становятся престижными и востребованными. Но вместе с этим возникла другая проблема: участие севастопольцев и других граждан Украины в различных преступлениях за рубежом.

— В таком случае как Служба безопасности Украины, и в частности Севастопольское управление СБУ, противодействует международным преступным группировкам в криминальном использовании украинских моряков?

— Попытки вовлечения наших сограждан в незаконный бизнес, безусловно, не могли остаться вне поля зрения спецслужбы. Мы внимательно разбираемся со всеми негативными проявлениями в этой сфере.

Работа ведется по двум направлениям. Во-первых, на основе анализа поступающей информации вырабатываются рекомендации для органов власти и управления по совершенствованию правового регулирования деятельности крюинговых компаний. А во вторых, осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по вскрытию и пресечению конкретных фактов втягивания наших моряков в противоправные действия. Основное внимание уделяется разработке группировок, занимающихся наркобизнесом, торговлей оружием и нелегальной миграцией.

— Приведите, пожалуйста, конкретные факты причастности украинских моряков к резонансным преступлениям за рубежом.

— Примеров, к сожалению, более чем достаточно. Так, в 1999 году у берегов Испании было задержано судно «Baltic Sea» с тремя тоннами кокаина на борту. В его интернациональную команду входило одиннадцать севастопольцев, которые вольно или невольно стали участниками преступного бизнеса по контрабанде наркотиков из Колумбии в Португалию.

В 2000 году в чилийском порту Арика арестовано судно под панамским флагом «Nativa». В его трюмах было спрятано восемь с половиной тонн кокаина. А в состав команды входило двенадцать граждан Украины, в том числе пять севастопольцев.

В 2001 году у берегов Мексики перехвачено судно «Stella Maru» под флагом Белиза почти с тринадцатью (!!!) тоннами кокаина. Восемь моряков из команды имели украинские паспорта, а двое из них были севастопольцами.

Сравнительно недавно внимание спецслужб привлекли два контейнеровоза под иностранными флагами с украинскими экипажами. На одном судне обнаружено почти восемь тонн кокаина, а второе было задержано у берегов Греции с шестьюстами восемьюдесятью тоннами взрывчатки.

В июне 2003 года в районе Карибских островов было остановлено судно «Yalta» под флагом Панамы. На его борту находилось почти три с половиной тонны кокаина. Вместе с другими членами команды арестованы и четверо севастопольцев.

— Владимир Федосович, почему в международном наркобизнесе стал активно использоваться именно морской транспорт?

— Скоординированные усилия спецслужб заинтересованных государств в последние годы позволили перекрыть многие традиционные контрабандные каналы доставки наркотиков в США и Западную Европу.

В этой связи наркокартели прорабатывают новые варианты доставки своего товара. В том числе с использованием морского транспорта. Ставка делается на значительные объемы контрабанды, так как прибыль преступников только от одной удачной операции по переброске нескольких тонн наркотиков значительно превышает ущерб от многочисленных провалов.

Судьба и даже жизнь непосредственных исполнителей в расчет, естественно, не берутся. Используя желание судовладельцев получить прибыль любой ценой и объяснимое стремление моряков прокормить семьи, наркодельцы вовлекают послед-них в незаконные операции. Борьба с международными преступными организациями в СБУ ведется во взаимодействии со спецслужбами США, Западной Европы и других государств. С проблемами незаконного оборота и контрабанды наркотиков приходится постоянно сталкиваться и сотрудникам Севастопольского управления Службы безопасности.

— Хотелось бы узнать подробности хотя бы одной спецоперации.

— В силу понятных причин я не могу подробно рассказывать о тактике и методах нашей деятельности. Но отмечу, что в подготовке операции по задержанию контейнеровоза «Yalta» с 3,3 тонны кокаина непосредственное участие принимали сотрудники спецподразделения борьбы с коррупцией и организованной преступностью нашего управления.

Именно ими были получены подтверждающие материалы о возможном использовании судна в контрабандной акции и установлен предполагаемый маршрут его движения.

Работа по ликвидации морского канала контрабанды наркотиков координировалась со спецслужбами Великобритании и США Главным управлением борьбы с коррупцией и организованной преступностью СБУ.

Двенадцать миль преследовали «Yalta» корабли британских ВМС и береговой охраны США, прежде чем контейнеровоз застопорил ход и лег в дрейф. Теперь многонациональная команда судна, ожидая решения своей участи, «дрейфует» в тюрьме американского города Тампа. Агентство по борьбе с наркотиками США выдвинуло морякам, в том числе и украинским, обвинение в сговоре и попытке нелегального перемещения крупной партии наркотиков.

— Владимир Федосович, участие в контрабанде тяжелых наркотиков — это не безобидные шалости. И хотел ли ты этого или нет, а отвечать приходится по всей строгости, невзирая на то, гражданином какой страны являешься.

— Совершенно верно. И многие украинские моряки, в том числе из Севастополя, отбывают наказание в иностранных тюрьмах.

Во многих странах участие в контрабанде наркотиков отнесено к тягчайшим преступлениям, за которые предусматривается пожизненное лишение свободы и даже смертная казнь. Как показывает практика, все, что касается наркотиков, карается самым жесточайшим образом и в Соединенных Штатах Америки. Так за контрабанду четырех тонн кокаина предстали перед судом присяжных американского штата Техас одиннадцать наших соотечественников — членов экипажа судна «China Breeze». Приговоры только для трех из них не нуждаются в комментариях: Курдюков осужден на 25 лет и три месяца лишения свободы, Кругляк и Хмижняков приговорены к 24 годам и 3 месяцам тюрьмы каждый. В настоящее время в штате Флорида идет суд над членами экипажа уже упомянутого судна «Yalta».

— А если четверо украинских моряков с судна-контрабандиста стали невольными участниками преступления?

— В этом как раз и разбирается суд. К сожалению, большинство людей начинают скрупулезно анализировать свои действия, когда уже попали в сложную ситуацию. Не является секретом, что многие моряки легко соглашаются на сомнительные условия контрактов, как должное принимают от судовладельцев денежные вознаграждения, в несколько раз превышающие их официальный заработок. И только потом понимают, что это была плата за молчание. Но у этого молчания бывает и другая цена…

— То есть вы хотите сказать, что граждане Украины все-таки сознательно участвуют в контрабанде?

— Не всегда и не все. Но отдельные наши сограждане вполне осознанно идут на риск. И это случается не только при использовании целых судов и экипажей для многотонной контрабанды наркотиков. Нам известны факты, когда отдельным украинским морякам во время заходов в порты Эквадора, Колумбии, Панамы и других стран поступали предложения от сомнительных лиц перевезти в США либо Европу небольшую партию наркотиков. Сейчас мы с этим предметно разбираемся.

Втягиваясь в преступный бизнес, граждане Украины не только ставят под угрозу свою свободу, но и, без преувеличения, подталкивают к гибели тысячи людей. В том числе своих родных и близких. Только вдумайтесь: достигнув потребителей, один килограмм кокаина или героина делится на десять-двенадцать тысяч доз! Попробовав тяжелый наркотик два-три раза, человек становится наркозависимым. Теряется здоровье, ломаются судьбы… Считаю, что не только спецслужбы, но и каждый гражданин должен противостоять этому злу.

— Владимир Федосович, а какую ответственность несут крюинговые компании, командирующие моряков на суда, используемые наркокартелями?

— В соответствии с законом мы занимаемся проблемами, связанными с деятельностью крюинговых компаний, только в рамках решения задач по борьбе с международными преступными организациями. Это выявление и изучение сомнительных иностранных судовладельцев, вскрытие и предупреждение фактов втягивания наших граждан в сферу интересов наркокартелей, ряд других специфических вопросов.

Но зачастую приходится сталкиваться с проблемами не только правовой, но и во многом морально-этической ответственности отдельных руководителей крюинговых компаний. Приведу пример с тем же контейнеровозом «Yalta».

За несколько дней до выхода судна в море была получена информация о том, что судовладелец намерен заменить двух членов экипажа из числа командного состава. (По нашим данным моряки узнали о готовящейся преступной акции и отказались в ней участвовать). Не исключалось, что замену убывшим будут искать в Крыму. Считая своей обязанностью предупредить севастопольских моряков о складывающейся на контейнеровозе ситуации, мы попросили руководство крюинговых компаний города сообщить о возможном обращении представителя панамского судовладельца.

Но в фирме «Севрыбфлот» нашу просьбу проигнорировали и, получив коммерческое предложение из Панамы, на свой страх и риск отправили двух моряков — капитана и старшего помощника — на «Yalta». Причем контракты были заключены не в полной форме, а люди вылетели в латиноамериканскую страну по частной визе.

Думаю, что эти нарушения могут только усугубить положение наших сограждан при рассмотрении их дела в американском суде. Вот такова цена «услуги» компании «Севрыбфлот».

— Многие факты свидетельствуют о том, что ряд крюинговых фирм под видом активной деятельности занимается обыкновенным мошенничеством.

— В ходе повседневной работы мы сталкиваемся и с такими проблемами. Недавно в поле зрения сотрудников отдела борьбы с коррупцией и организованной преступностью попала севастопольская «Морская компания «Сервис», которая отправила в Стамбул для работы на иностранном судне тридцать моряков из Севастополя и Одессы.

Подписание всех документов предполагалось непосредственно на месте. Но, прибыв в Турцию, моряки не нашли ни судна, ни судовладельца. Их просто не существовало.

В зависимости от предполагаемого контракта сказки о «Летучем голландце» обошлись доверчивым людям от 700 до 1300 гривен за «информационные услуги» плюс стоимость бесполезного авиаперелета в Стамбул и обратно.

В ходе проверки представители контролирующих органов выяснили, что фирма предоставляла платные услуги по трудоустройству граждан Украины за рубежом без лицензии Министерства труда и социальной политики. В итоге «Морская компания «Сервис» оштрафована на 28050 гривен, по фактам мошенничества возбуждено уголовное дело, которое расследуют сотрудники управления МВД Украины в городе Севастополе.

— Но как поступать в сложившейся ситуации нашим морякам, которые хотят честно работать по своей специальности?

— В Украине и в Севастополе достаточно крюинговых компаний, работающих в правовом поле. В основном они ответственно делают свое дело, и тысячи моряков получают высокооплачиваемую работу на иностранных судах. К этим фирмам нет никаких претензий. Тем же, кто стал на сомнительный путь обогащения за счет обмана людей, рано или поздно все равно придется отвечать перед законом. Причем по всей строгости. И я об этом не рекомендую забывать. А сегодняшний разговор — это прежде всего предостережение тем людям, которые по разным причинам могут оказаться в зоне интересов преступников. Советую морякам не соблазняться обещаниями высоких заработков в обмен на незначительные, на первый взгляд, нарушения при заключении и исполнении контрактов с иностранными судовладельцами. Ведь тюрьма, даже если она американская, все равно остается тюрьмой.

Глас народа

Всегда ли риск — благородное дело?

Андрей СОЛОВЬЕВ, военно-служащий:

— Риск — это при экстремальных ситуациях. А в обычных житейских ситуациях должен преобладать здравый смысл. Риск не оправдывает легкомыслие и недальновидность.

Анна РОЖЕВА, менеджер:

— Одно дело, когда спасают, скажем, ребенка или друга, оказавшегося в экстремальной ситуации. Другое, когда человеком обуревает стремление к наживе и он идет на преступление. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться…

Александр ШИШКИН, инженер:

— Моряки в период распространения атипичной пневмонии очень рисковали, заходя в некоторые порты. Выбора не было. К счастью, удалось эпидемию остановить. Важно обеспечить безопасность людей, чтобы моряки не рисковали, только потому, что они работают на иностранном судне. Другой момент — сейчас арестовывают экипажи из-за участия в преступных перевозках. Моряки, заключая контракт, должны думать о последствиях.

Александр КОТОВ, военно-служащий:

— Помните, в фильме «Берегись, автомобиля» Деточкин угонял автомобили у нечестных людей, пересылая деньги в детские дома. На самом деле благородный человек не пойдет на плохие дела, тем более на преступление. В жизни надо поступать по совести, а не рисковать благополучием своим и своей семьи, придумывая себе «благородные» цели.

Другие статьи этого номера