Когда многие люди слышат о средней общеобразовательной школе 60, то у них срывается с губ: «А-а-а, это бывший вспомогательный интернат…» В этом выражении есть что-то отталкивающее, будто бы все уже сказано. А между тем в школе 60 обучаются самые обычные дети: такие же непосредственные, любознательные, шаловливые, как все. Наряду с обычными классами здесь есть классы интенсивной психофизической коррекции. И это скорее плюс школе, чем минус.Изначально задумывалось так. Дети, не имеющие достаточного развития каких-то определенных специальных возможностей (например, те же «логопаты», то есть дети, нуждающиеся в помощи логопеда), дабы не отставать от темпа обычной школьной программы, могли бы начать курс обучения в средней школе 60, где созданы необходимые условия. Здесь и классы поменьше, и преподаватели имеют дополнительные, специальные навыки. Постепенно, из года в год ребенок избавится от своих проблем и в конце концов сможет перейти в общеобразовательные классы. Такие в 60-й школе находятся параллельно, то есть у подростка не возникает проблем ни с переменой места, ни с адаптацией.
Все, казалось бы, уместно, разумно и необходимо. Но в течение ряда лет за школой постепенно укрепился (а точнее, передался по наследству от бывшего интерната) имидж непрезентабельного заведения. Дескать, тут «золотые головы» не обучаются, и состоятельные родители своих чад во вспомогательные классы не отдадут. Репутация в наше время — понятие серьезное, способное как посодействовать, так и навредить. В данном случае произошло второе.
— Первая проблема, с которой я столкнулась, приняв должность директора этой школы, — рассказывает Людмила Викторовна Радковская, это укомплектованность начальных классов. Картина вырисовывалась нездоровая. Многие семьи первоклассников, подходящие по месту жительства, предпочитали отдать своих детей в другие учебные заведения, лишь бы не вышло конфуза перед друзьями, соседями, считающими, что у нас обучаются не вполне адекватные дети. И даже родители первоклассников, которым наша помощь действительно необходима, всячески избегали контакта, не понимая, что в погоне за условностями на самом деле причиняют ребенку вред. Ведь в обычной городской школе такой ребенок, вероятнее всего, станет неуспевающим, неудачником, вызывающим насмешки, а то и жестокое отношение класса, в то время как у нас ему бы своевременно помогли и, значит, избавили от затруднений.
Более того, по принципу отбора стали вести себя некоторые городские структуры. Трудный ребенок? Неблагополучная семья? Оформляйте таких в 60-ю школу! Конечно, так можно отвести от себя целый ряд проблем.
Такой подход может показаться удобным людям, не думающим о детях. Каково первокласснику с начала жизненного пути попадать в слой так называемых «неперспективных»? Да, возможно, у него неблагополучная семья. Но это еще не крест, если рядом есть соответствующая педагогическая поддержка. Мы, как адаптивная школа, хотим сохранить лучшие традиции отечественной школы, но при этом главной своей задачей видим развитие личностных способностей каждого ребенка.
Теперь поговорим о плюсах, которые уже есть в 60-й школе. Например, в разряд положительных можно отнести факт работы в школе центра детского туризма и экскурсий. В старших классах даже есть предмет «Введение в экскурсоведение». О степени увлеченности школой туризмом говорит, например, тот факт, что известный путешественник, доцент Киевского университета туризма, экономики и права Сергей Гордиенко накануне последней кругосветной экспедиции побывал именно в этой школе и встретился с ребятами. Как потом рассказывали участники встречи, получилась занимательная беседа. На этой встрече присутствовала Светлана Владимировна Корх, директор Севастопольского филиала Киевского университета туризма, экономики и права. От нее мы неожиданно узнали приятную новость:
— Дети задавали очень интересные, сложные вопросы. По-моему, все остались очень довольны. Отныне мы, то есть представители университета и школьная администрация, будем развивать наше сотрудничество. В настоящее время уже находятся на стадии подписания документы, оговаривающие эти условия. Мы будем помогать школе и впредь развивать туристическое направление, изучать азы экономики, юриспруденции. Лучшие ученики получат возможность по окончании школы поступить в наш вуз на льготных условиях.
Выпускные классы будут постепенно преобразовываться в лицейные. Это позволит ввести более глубокое изучение предметов и, что не менее важно для будущих выпускников, профориентацию. Таким образом каждый ребенок должен получить право на свою перспективу, школа же должна обеспечить выбор и доступность обучения.
— Мы хотим перемен, — говорит директор Людмила Викторовна Радковская. Первые шаги уже сделаны.
Как известно, инициатива у нас бывает часто наказуема. Поэтому захотелось узнать мнение руководства Ленинского районного отдела образования и науки. Оказалось, это тот самый случай, когда «народ и партия едины».
Комментирует начальник Ленинского районо Валентина Владимировна Мануйленко:
— Мы разделяем взгляды нового директора общеобразовательной школы 60 Л.В.Радковской и полностью ее поддерживаем. Изменилось время, изменились некоторые подходы в педагогике, уже давно назрела необходимость создания учебного учреждения новой формы. Эта школа обладает богатой инфраструктурой, там есть отдельные мастерские, учебные корпуса. При соответствующей материальной поддержке получится мощная база. В Программу социально-экономического развития города на 2004 год уже включены отдельные пункты по финансированию этой школы. Наряду с этим мы стараемся привлекать сильных специалистов, вводим дополнительные услуги, направленные на развитие индивидуальных творческих способностей детей. Надеюсь, что уже в недалеком будущем средняя школа 60 будет пользоваться у жителей района заслуженным авторитетом.