Воистину русская поговорка «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится» как нельзя лучше характеризует состояние управляемости рынка транспортных пассажирских услуг в Севастополе. Неужели для того, чтобы всерьез задуматься о наведении порядка в этой отрасли, столь важной для города, нужно было, чтобы под Алуштой погибли люди?Не прошло и 10 лет, как постепенно стали вспоминать все то хорошее, что было перечеркнуто словом «перестройка». И если уж говорить о последнем десятилетии в плане преобразования рынка транспортных услуг, то он претерпел все стадии: от «леваков, гоняющих шару» до якобы «цивилизованных перевозчиков». Последние, правда, не гнушаются приторговывать на так называемом диспетчерском пункте путевыми листами с отметкой врача и механика всего лишь по 10 грн за десяток. Кому мы ежедневно вверяем свои жизни? Но выбирать не приходится — ехать-то надо.
Есть в городе два предприятия, которые росли, взрослели, набирались опыта, создавали традиции вместе с родным Севастополем. Одно из них — АТП-14330, отметившее в прошлом году свое 80-летие, второе — СТУ, начавшее свою историю в 50-х годах. Не понаслышке знаю, как выживали и устояли эти перевозчики в «эпоху перемен». Били во все колокола, говорили и убеждали в необходимости сохранить для города экологически чистый электротранспорт и автотранспорт большой вместимости, обслуживающий население Севастополя в городской и пригородной зоне, где отсутствуют линии электротранспорта. Безусловно, город слышал, но «транспортный бизнес» внедрялся в рынок пассажирских услуг, преследуя одну- единственную цель — успеть заработать.
А в это время два вышеназванных предприятия ни на день не отступились от законной технологии предоставления пассажирских услуг. Они сохранили производственную базу и собственный подвижной состав, который признан пригодным к дальнейшей эксплуатации. Предприятия продолжают работать и сохраняют высокопрофессиональный кадровый состав руководителей и специалистов.
Однако как можно говорить о здоровой конкуренции, если «частник» еще ни одного дня не работал по расписанию. Основной принцип его работы — выхватить у впереди идущего автобуса или троллейбуса платного пассажира. Тут уже не до безопасности движения. Гривна — дороже. Где уж тут «конкурировать» водителю, который работает по утвержденному расписанию, с соблюдением всех норм предоставления пассажирских услуг.
Город переполнен транспортом. В часы пик, словно конвейерная лента, он движется по центральным магистралям города. И пассажиры вынуждены молча взирать на переполненные «топики» или автобусы «средней вместимости», проезжающие мимо остановок. Городу нужны большие автобусы. Только они смогут обеспечить полноценный перевозочный процесс и качественно улучшить экологию. «Первой ласточкой» на этом пути развития стали 5 новых автобусов вместимостью до 90 человек, которые поступили на предприятие АТП-14330, о чем писала «Слава Севастополя». Верю: за ними будущее.
Вопрос — ответ
В редакцию обратился участник боевых действий, инвалид Великой Отечественной войны житель с. Широкого В.К Зейдлер по поводу отмены автобусной остановки в «верхней части села». Вот что нам ответил по существу вопроса председатель правления ОАО «Севастопольское АТП-14330» Г.В. Кириченко:
«Сообщаем, что остановка автобуса 182 в конце с. Широкого была отменена городской автоинспекцией, так как при развороте автобуса на указанном месте подвергается опасности жизнь пассажиров.
Руководство предприятия неоднократно обращалось в Орлиновский сельсовет с просьбой обустроить остановку разворотной площадкой и провести освещение. Мы готовы возобновить движение автобуса 182 до конца села, как только усилиями сельсовета остановка будет обустроена в соответствии с требованиями безопасности движения и по согласованию с ГАИ.
Приносим свои извинения за причиненные неудобства».