Энергия света. Энергия живописи

В Художественном музее им.М.П.Крошицкого открыта выставка картин Владимира ФилатоваЭти удивительные полотна с первого же взгляда наполняют ваше сердце восторгом, окутывают теплом, насыщают солнечной жизнерадостностью. Действительно, картины Владимира Филатова несут с собой энергию света, энергию Крыма. Не требуется никаких подписей под каждой отдельной работой, чтобы сразу же понять и принять — это наш Крым, это его узнаваемые горные вершины, это его поля и перелески, это его прибрежные скалы и бушующее море. Кисть автора уверенна, мазок колоритен и выпукл, краски ярки и насыщенны.

С 1954 года Владимир Филатов живет в Евпатории. Он видит этот город во всем многообразии его истории и архитектуры. Он любуется гаванью, наполненной парусами. Он с интересом вглядывается в старые татарские домики. Он пишет храмы и минареты, узкие кривые улочки и парки. В евпаторийском облике прослеживаются черты других южных городов, в том числе Севастополя. И точно так же создают особое настроение мотивы Бахчисарая, Гурзуфа, Соколиного. Каждое полотно — сочное, яркое, как старинный гобелен. Каждое несет в себе любовь художника к неповторимой природе Крыма.

Как-то молодого художника Филатова спросили, кто его учитель. Он ответил, что учился у всех понемногу, но особенно — у Ван Гога. Одни восприняли его ответ как шутку, другие — как неуважение к методам социалистического реализма. Что правда, то правда — пышущее цветом, образное, зачастую абстрактное, свободное от канонов живописание Филатова не укладывалось в привычные рамки социалистического реализма. Он создает на полотне свои праздники, которые, вероятно, и стали его реакцией на тяжелое и даже трагическое детство.

Чего только не было в судьбе В.Н.Филатова — раскулачивание родителей, потеря семьи, детский дом, трудовые лагеря в Германии в начале войны, затем побег, участие в боях в качестве сына полка… Другой бы ожесточился и стал видеть мир в серых и тусклых тонах. У Филатова все случилось иначе. Талант художника открылся в нем в 16 лет. Однако даже тогда, когда Владимир Николаевич уже получил профессиональное образование, он не мог похвастаться тем, что отмечен по заслугам. Официальное признание пришло к нему очень поздно. Только в 1983 г. Филатова приняли в Союз художников, хотя он был широко известен как истинный мастер и все время участвовал в областных вернисажах. Зато теперь ни одна выставка крымских художников, где бы она ни проходила, не обходится без участия заслуженного художника Автон

Другие статьи этого номера