Не нами сказано то, что давно известно: спрос рождает предложение. Старение промыслового и транспортного флота и его приватизация оставили без работы большое число моряков. И как грибы после дождя на просторах безработицы возникло множество так называемых крюинговых компаний, занимающихся трудоустройством на суда океанического промысла и морских грузоперевозок. Только в Севастополе официально числится более сорока таких компаний. Кроме них, посреднические услуги по трудоустройству предлагает множество фирм-однодневок и лихих мошенников-одиночек, которые наезжают в город, собирают у легковерных денежки под обещание отправить в рейс и бесследно исчезают с ними.Вот недавно старший помощник транспортного прокурора Владислав Рыбкин вместе с оперативными работниками управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Севастополе и центра занятости проверил частное предприятие ЛЕВ , занимающееся трудоустройством граждан в зарубежные судовладельческие компании. Выявленных при этом нарушений законодательства оказалось достаточно для возбуждения уголовного дела. В ходе проверки выяснилось, что только с июля по декабрь 2002 года за оказание так называемых информационных услуг с двенадцати страждущих работы директор фирмы ЛЕВ и его заместитель получили 11 708 гривен и 6 100 долларов. По оценке Владислава Рыбкина, в ходе дальнейшего расследования сумма поборов окажется значительно больше. Только с одной женщины, которая хотела бы выйти в рейс поваром, было получено 1 300 долларов. Ни один из клиентов за два года не был трудоустроен, а все денежные средства на банковский счет этой крюинговой компании не поступили.
Пока обманутые моряки, потеряв надежду уйти в рейс, отважились обратиться в транспортную прокуратуру, директор и его заместитель смотали удочки и теперь разыскиваются милицией. Естественно, возникает вопрос, как могли поддаться на уловку аферистов люди, наслышанные о многих фактах мошенничества крюинговых контор. Надо признать, что фирма ЛЕВ разработала довольно действенный механизм психологической обработки клиентов. Во-первых, она имела лицензию на посреднические услуги по трудоустройству. Во-вторых, руководители ЛЬВА выдавали приходно-кассовые ордера и расписку на принятые деньги. Правда, в расписке указывалось, что деньги брались взаймы, а в ордерах записывалось: За информационные услуги . Это делалось не только для того, чтобы ввести клиентов в заблуждение об истинных намерениях фирмы, но и для того, чтобы в случае разоблачения аферистов усложнить привлечение их к уголовной ответственности. Соискатели работы под чужим флагом не учитывают одного существенного обстоятельства (внимание!): крюинговая компания должна иметь договор с работодателем, то есть с владельцем судна, и не имеет права требовать оплаты человеком посреднических услуг до момента его фактического трудоустройства.
Авантюристам зачастую удается уйти от ответственности благодаря тому, что в Украине отсутствует закон о крюинговых компаниях. Объявления некоторых из них о трудоустройстве на загранрейсы мало чем отличаются от приглашений юным девам. Отправляясь поработать официанткой или гувернанткой, они попадают в стриптиз-бары. А моряки порой попадают на чужбине под арест, становятся заложниками криминальных проектов фрахтовщиков и судовладельцев.