Сергей Баландюк мечтает, чтобы туризм в Севастополе развивался, как в Лос-Анджелесе. Или, в крайнем случае, как в Ялте

Рекламная продукция разошлась моментально. Гости задавали много вопросов, касающихся нового статуса города. Отвечал Сергей Серафимович Баландюк. Отвечали члены нашей делегации-депутат горсовета Юрий Михайлович Кравцов и руководитель туристической фирмы «ГЕСС и К» Алла Михайловна Кравцова. Энергичный и напористый С.С.Баландюк еще раз укрепился в своем выводе: специфику города, его богатейшие туристические возможности надо уметь подавать по достоинству и разнообразно. Чем больше гостей прибудет в наш город, тем весомее будет приток средств в городскую казну. -Сергей Серафимович, понятно, что в последние годы изменилось направление развития города и определились перспективы его, как экскурсионно-туристического региона, возрос приток посетителей. Как это сказывается на общих показателях?

-Наш город устойчиво занимает одно из ведущих мест по абсолютным показателям: четвертое место по объёму услуг, предоставленных субъектами туристической деятельности, по платежам в бюджет от туризма, по количеству обслуженных туристов, в том числе иностранных, а также по среднесписочной численности работников, занятых в туристической отрасли. Мы находимся на третьем месте в стране по количеству экскурсантов, обслуженных туристическими предприятиями, и на втором месте по детскому оздоровлению. В то же время Севастополь занимает лидирующее положение в Украине по темпам роста основных показателей деятельности турфирм в процентном отношении.

Информация к размышлению: объем туристических услуг в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возрос на 45,3 процента. При общем росте количества экскурсантов вдвое увеличилось число иностранных туристов. В результате на 21,7 проц. возросли платежи в бюджет.

-Сергей Серафимович, вы сравнительно недавно работаете в должности начальника управления. Однако именно за это время отрасль добилась немалых успехов. Вас такие результаты обнадеживают?

-С одной стороны, да. Однако я уверен, что достичь можно гораздо большего. Известно ведь, что до последнего времени вложения как иностранных, так и отечественных инвесторов в развитие инфраструктуры туризма были крайне низкими. Однако, несмотря на это, наши предприятия вкладывают собственные средства в модернизацию устаревшей и строительство новой материальной базы. Так, в 2003 году объем выполненных работ субъектами туристической отрасли по строительству и реконструкции объектов составил более 2 млн грн.

Информация к размышлению: в Севастополе функционируют 308 субъектов туристической отрасли, получивших соответствующую лицензию, в том числе 8 гостиниц и 2 гостевых дома, 3 санатория-профилактория, 5 пансионатов, 5 оздоровительных комплексов, 3 автокемпинга, 15 детских оздоровительных лагерей, 42 базы отдыха, 228 туристических предприятий и предпринимателей.

-Можно ли считать, что имеющаяся в городе база в состоянии справиться с наплывом гостей и удовлетворить их запросы?

-Откровенно говоря, мы еще не достигли того уровня сервиса, к которому давно привыкли западные туристы. Но шаги вперед вполне ощутимы. Такой вывод сделала комплексная комиссия Кабмина Украины, которая проверяла готовность туристско-рекреационных объектов, предприятий питания, контрольных пунктов пропуска, состояние автодорог. Севастополь был отмечен как один из благополучных регионов. Нами немало было сделано для повышения имиджа нашего города как перспективного туристического центра. Помимо лондонской биржи, мы представляли Севастополь в Ялте, Москве, Киеве. Более 100 туристических фирм города самостоятельно приняли участие в выставках в Санкт-Петербурге, Самаре, Перми, Львове, Минске, Сочи, Екатеринбурге. Заключено более 2000 договоров о сотрудничестве. Однако я уверен, что представлять наш город надо более солидно и достойно, смело выходить на международные ярмарки.

Информация к размышлению: ныне в отрасли туризма, экскурсий и курортов работают 3400 сотрудников. Это на 8,5 процента больше, чем в 2002 г. А штат управления по вопросам туризма и экскурсий-3 человека.

-Сергей Серафимович, в экскурсионной отрасли города трудится большой отряд специалистов. А какие качественные изменения коснулись содержания туризма и отдыха? Что нового, эксклюзивного появилось в экскурсионной программе?

-Начнем с того, что в своей деятельности мы опираемся на Региональную программу развития туризма в городе до 2010 г., утвержденную решением сессии горсовета 26 февраля 2003 г., Программу развития Севастополя как круглогодичного общественного и международного курортно-рекреационного и туристического центра, мероприятия по защите и безопасности туристов в регионе на 2001-2005 гг. Вдобавок к широко известным историко-краеведческим маршрутам добавлены новые. К примеру, тур «Большая винная дорога», в который входят экскурсии по виноградникам, посещение винзаводов агрофирмы «Золотая балка», Инкерманского завода марочных вин, дегустационного зала и музея совхоза им.С.Перовской. Необычны подводные погружения, которые предлагают дайвинг-центр «Аквамарин», малая яхта «Фрегат», с обучением, подводной фото- и киносъемками. Дыханием истории наполнены военно-патриотические туры, такие как «Старые форты Севастополя». Свое место в программе заняли религиозные маршруты «Зарождение христианства на Руси» с посещением монастырей. Любителям экстремального отдыха предлагаются полеты на дельтапланах, парапланах, мотодельтапланах с посещением музея прославленной Качинской авиашколы.

Информация к размышлению: управлением по делам туризма и курортов в 2003 г. проконсультирован 181 субъект предпринимательства, 51 из которых получил лицензии на осуществление туристической деятельности. Совместно с КП «Туристско-информационный центр» на курсах повышения квалификации руководителей туристических предприятий квалификацию повысили 150 человек. -Значит, несмотря на трудности времени, разрабатываются новые маршруты, квалификация туристических кадров повышается. Значит, у нас есть кому встречать гостей?

-Высокую оценку получили севастопольцы на Всеукраинском форуме работников туристической и курортно-рекреационной сфер Украины в Киеве в декабре 2003 г. В составе нашей делегации были 12 руководителей предприятий туристической отрасли. Двое из них были награждены знаком «Почетный работник туризма Украины», это Нелли Владимировна Иванова (ЗАО «КИЦ «Севастополь») и Павел Николаевич Копытцев (оздоровительный комплекс «Чайка»). А Севастопольская горгосадминистрация за весомый вклад в укрепление украинской государственности и поддержку развития туристско- рекреационной отрасли в регионе по итогам 2003 г. была награждена дипломом лауреата международного рейтинга популярности качества «Золотая фортуна».

-Нынешний год-юбилейный. Два события-150-летие Крымской кампании и 2500-летие Балаклавы- привлекут к нам много гостей. Как вы будете их встречать?

-Да, я отдаю себе отчет в том, что этот год для работников туристической отрасли особенный. Разработана комплексная программа подготовки к празднованиям, в том числе новые экскурсионные маршруты. Предусматриваются реконструкция и приведение в порядок мемориальных комплексов, памятников, братских кладбищ. В последнее время изданы справочные рекламно-информационные буклеты и путеводители на высоком полиграфическом уровне. Однако, как ни печально сознавать, но самый больной вопрос-это размещение туристов. Та база, на которой работали раньше, не выдерживает критики и явно не соответствует современному уровню. Даже в наших самых роскошных, природой уготованных местах, таких как Батилиман или Ласпи, гостей принимают в 30-летней давности прогнивших домиках с удобствами на улице. Нет гостиницы или базы отдыха в Балаклаве, пока только планы. Еще одна проблема в том, что туры в Севастополь, особенно с иностранцами, продают многие иногородние фирмы.Какие-то деньги они нам оставляют, но основная часть отчислений идет на сторону. Сейчас разрабатываются единые тарифы, которые будут утверждены горсоветом и горгосадминистрацией, с конкретными расценками для иностранного туриста-сколько, например, стоит посещение музея, Братского кладбища, во что обходится видеосъемка. А главное-что в конечном итоге останется в городе, что должно быть направлено в местный бюджет на благоустройство и развитие.

Хорошо известно, что туризм-это не только музеи и экскурсии. Это вся коммунальная сфера, дороги, торговля, культура, канализация, общественные туалеты. Должно быть, как в Лос-Анджелесе, где все работают на туризм, а деньги остаются в городе. Или, по крайней мере, как в Ялте. Ведь уникальные возможности Севастополя были еще раз продемонстрированы в эти февральские дни на международной туристической выставке в Милане (Италия). И хотя наш город был представлен заочно, тем не менее представительская рекламная продукция и марочные вина Инкерманского завода снова поразили посетителей из многих стран мира.

Другие статьи этого номера