Ну что, «поедем в таксо?»

Недостаточная проработка законов, отсутствие подзаконных актов, инструкций налоговой инспекции, ГАИ, милиции, прокуратуры не позволяли им и органам местного самоуправления жестко пресекать незаконную предпринимательскую деятельность частных лиц. А организованные перевозчики, работающие в соответствии с действующим законодательством, объективно оказывались в худшем положении, чем незарегистрированные таксисты, зачастую не платящие налогов и сборов и не выполняющие установленных требований. Особой проблемой является большое количество подобных частных извозчиков в крупных пассажирообразующих точках: на пляжах, в районе рынков, вокзалов.

Но с 1 февраля этого года перевозка на индивидуальных такси в Севастополе, как и по всей Украине, в соответствии с уточненным недавно транспортным законодательством стала только лицензированной. Орган лицензирования — Госдепартамент автотранспорта Минтранса Украины. А на местах — его управления.

Чтобы получить лицензию и лицензионную карточку на конкретное транспортное средство, должен быть, например, обязательно опломбированный таксометр с запрограммированным тарифом. Причем на два вида программы: ночную и дневную. Тариф этот нужно согласовывать с органами местного самоуправления. И должна быть яркая маркировка на машине — на оранжевом фоне черные «шашечки».

Помимо этого, к перевозчикам данного вида транспортных услуг населению предъявляются и другие достаточно серьезные требования: у них должны быть техническая база, выпуск на линию механиком и врачом, водитель обязан обладать определенными профессиональными навыками, ставить машину на охраняемую площадку для межсменного времени и т.д. Контроль за их выполнением возлагается, в частности в нашем городе, на ГАИ и Севастопольское городское автотранспортное управление (СГАТУ). И санкции предусмотрены нешуточные!

Так, за отсутствие лицензии при перевозке пассажиров и их багажа на такси согласно ст. 69 п.3 закона Украины «Об автомобильном транспорте» предусмотрен штраф в размере 20 необлагаемых налогом доходов граждан (340 грн). То же ждет водителей — нарушителей правил оказания услуг пассажирского автомобильного транспорта (та же ст. 69 п.6).

Сейчас специалисты СГАТУ проводят широкую разъяснительную работу среди всех представителей этого вида бизнеса. А начальник автоуправления А.И. Синепалов уже неоднократно встречался с водителями и руководителями коммерческих организаций, занимающихся радиотакси, разъясняя основные требования нового законодательства.

И ясно уже многим: не все машины останутся после лицензирования в этом виде бизнеса из-за ограничений по размещению таксометров, объему багажника. Не могут, к примеру, работать в режиме легкового такси 2-дверные авто и т.д.

Зато пассажиры, естественно, ждут от нововведений изменений для себя в лучшую сторону, а городская казна — дополнительных поступлений.

Официально

Из 10-го раздела «Программы развития городского пассажирского транспорта в г. Севастополе до 2015 года», представленного управлением транспорта и связи СГГА в горсовет:

В Севастополе существует более 25 организаций, выполняющих функцию вызова такси по телефону. Однако ни одна из них не зарегистрирована в управлении транспорта и связи. Они не выполняют нормативных требований по таксоперевозкам, привлекая к ним неорганизованных собственников частных транспортных средств. Для выхода из создавшейся ситуации необходимо инициировать внесение соответствующих изменений в законодательные акты, касающиеся компетенции органов местного самоуправления при организации работы легковых такси, определить заказчика таксомоторных услуг, который должен определять для них расчетную квоту… Также необходимо наделить ГАИ полномочиями проводить арест транспорта, работающего в режиме такси вне закона, не зарегистрированного в горгосадминистрации, не закрепленного за специализированными предприятиями… Нужно рассматривать службы заказа таксомоторов как составляющую часть общегородского процесса пассажироперевозок.

Глас народа

Ирина КОРНЕЕВА, программист:

— Те радиотакси, которыми я пользуюсь, обычно имеют готовые расценки. Они смотрят в прейскурант и называют стоимость пути. Если еду впервые по данному маршруту в такси, то при заказе обязательно спрошу о цене и диспетчера. Но, наверное, бывают случаи, когда водитель может завысить «таксу», объясняя экстремальными ситуациями: плохая дорога, плохой подъезд. Тут уже чисто по-человечески подходишь — платить за это или нет. Но счетчики на такси не помешают.

Нина НОСОВА, художник:

— Недавно я везла родственницу в больницу. Только выехали со двора и проехали метров сто по улице, как вспомнили, что забыли взять рентгеновский снимок. Тут же вернулись. А в итоге заплатили, как за две ходки. Такое отношение не может не возмущать. Или чтобы проехать две-три остановки, платишь 4-5 гривен. По расходу материалов, даже по труду, такая сумма не набегает. Счетчик нужен, он будет дисциплинировать водителей.

Николай ТЕРЕЩЕНКО, водитель:

— Какие могут быть счетчики у частника при рыночных отношениях? Я с пассажиром договариваюсь о плате за проезд. Например, пассажиру говорю, что в Камышовую повезу за 12 гривен, а он говорит — за 10 гривен. Ну и договорились. А счетчик — это пережиток советских времен. Он не нужен.

Михаил ВАСИН, водитель:

— Частный извоз — один из первых видов бизнеса. Кажется, в 1986 году разрешили заниматься перевозками. Но тут же стали «душить» — садиться на «хвост», так сказать, вести борьбу с нетрудовыми доходами. А какие это нетрудовые доходы, если машина моя и на моем денежном содержании? В Ялте водители работают по единому налогу. Зимой он, естественно, меньше. Могли бы и у нас так. Так нет, вводят лицензии, счетчики — очередной контроль над частником. Посмотрим, что из этого выйдет.

Иван Николаевич, водитель:

— Я уже пережил одну «волну». Несколько лет назад тоже требовали счетчики. Скоро их отменили. Ну а я успел установить счетчик украинского производства, так он через месяц уже вышел из строя. Сейчас электронный счетчик стоит порядка 250-300 долларов. А это не каждый водитель может себе позволить.

Наталья БОНДАРУК, домохозяйка:

— Если все водители такси будут иметь лицензии, то это только улучшит качество обслуживания. Вообще работа такси должна соответствовать международному стандарту. Наконец, за это дело взялись: стали предъявлять требования. А это в конечном итоге и безопасность на дорогах.

Другие статьи этого номера