По данным городского управления статистики, в Севастополе находится 37 организаций, учреждений и предприятий, которые имеют право привлекать граждан к административной ответственности. Это и всем известные органы милиции, налоговой администрации, пожарной охраны, СЭС, суды и менее известные — инспекция труда, инспекция по контролю за ценами, инспекция охраны Черного моря, гослесхоз. При таком количестве контролирующих органов возрастает роль прокуратуры как органа, надзирающего за соблюдением законности, в частности, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности.Реализуя свою надзорную функцию, прокуратура провела по этому вопросу проверки в райотделах милиции, в отделе ГАИ, в спецприемнике УМВД Украины в Севастополе, в управлении земельных ресурсов, в других органах. При этом были выявлены нарушения в части наложения административного взыскания. В связи с этим напомню некоторые статьи «Кодекса об административных правонарушениях», чтобы севастопольцы больше знали о своих правах.
Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или при его прекращении, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, админвзыскание может быть принято не позднее месяца со дня принятия решения по уголовному делу.
В протоколе об административном правонарушении обязательно должны быть указаны дата, место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место, время и существо правонарушения. Указывается также нормативный акт, предусматривающий ответственность, фамилии и адреса свидетелей, объяснения нарушителя. При составлении протокола в нем перечисляются все права и обязанности нарушителя и даются ему на этот счет разъяснения. Об этом в протоколе делается отметка, и обычно ставится подпись нарушителя. Как показала проверка, эти требования закона часто нарушаются правоохранительными и контролирующими органами, что дает повод опротестовать протокол. При проверке постановлений по делам об административных правонарушениях установлено, что в них нередко содержится не весь необходимый перечень реквизитов. Нет наименования органа или должностного лица, вынесшего постановление, даты рассмотрения дела, ссылки на нормативный акт, сведений о нарушителе и т.д.
Постановление должно объявляться немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления должна в течение трех дней вручиться нарушителю под расписку. Прокуратура зафиксировала случаи грубого нарушения законодательства, регламентирующего порядок задержания и личного досмотра граждан. В частности, для досмотра женщин привлекаются мужчины, нарушаются сроки задержания граждан, и об этом не сообщается их родственникам. При проверке спецприемника для административно арестованных выявлены нарушения санитарно-гигиенических норм их содержания.
По фактам выявленных административных правонарушений внесены документы прокурорского реагирования с требованием привлечь к ответственности виновных должностных лиц.