Официальной датой объявления «войны» в нашем городе можно считать 6 декабря 2003 года, когда по поручению Президента Украины сотрудники управления налоговой милиции ГНА в г.Севастополе начали контрольно-проверочную работу по пресечению незаконного оборота и производства алкогольных напитков и табачных изделий субъектами предпринимательской деятельности (СПД), именуемую «Операция «Акцизная марка».
Необходимость проведения этой операции очевидна. В государстве отмечается вытеснение ликеро-водочной продукции фальсификатом — подделываются акцизные марки. В итоге сокращаются поступления средств в бюджет, а ведь «пьяные» деньги издавна были одной из его составляющих, а значит, именно на них рассчитывают «наверху», определяя размер минимальной зарплаты и социальных выплат. И главное — фальсифицированные водочные изделия ставят под угрозу здоровье и жизнь людей. Так, по данным Министерства здравоохранения, в 2003 году поддельные спиртные напитки стали причиной гибели в Украине около 10 тыс. человек.
Впрочем, по данным ГНА Украины, в 2003 году поступления в бюджет от акцизного сбора увеличились на 1,1 млрд грн по сравнению с 2002 годом, достигнув 4,7 млрд грн. В данном успехе свою роль сыграл и комплекс «мероприятий по наведению порядка на рынке производства и реализации алкогольной продукции».
Чем же характеризуется этот комплекс в Севастополе? Тем, что к исходу 77-го дня «сражения» (период с 6 декабря 2003-го по 20 февраля 2004 года) сотрудниками районных государственных налоговых инспекций, городской ГНА, регионального управления ДААК ГНА Украины в г. Севастополе было проведено 1052 проверки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих как производство, так и оптово-розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. При этом установлено 637 нарушений. Другими словами, результативность проверок составляет 61 процент. По словам руководителя пресс-центра ГНАУ в г. Севастополе Елены Маркиной, на начальном этапе операции результативность достигала 100 (!) процентов.
Всего же с начала операции «Акцизная марка» проверками охвачено 100 процентов СПД, осуществляющих оптово-розничную торговлю подакцизной продукцией. По расчетам налоговиков, ожидаемая сумма доначислений составляет 333,3 тысячи гривен — треть миллиона.
Наиболее характерными нарушениями являются хранение и реализация подакцизных товаров с марками старого образца, отсутствие марок вообще или наличие ненаклеенных марок. Есть и другие — несоответствие кода региона, указанного на марке акцизного сбора, несоответствие емкости бутылки обозначению объема на марке, которые говорят о вторичном использовании «акцизок», либо о контрафактном характере продукции, либо о нарушении порядка использования марок. Отметим, что ни одним подразделением по результатам проверок не ставился вопрос об аннулировании и приостановлении лицензий на оптовую или розничную торговлю подакцизными товарами.
Сейчас в зону их особого внимания попадут малые торговые точки, реализующие спиртное в малых дозах (именуемые в народе «наливайками»), — именно туда стекается значительная часть фальсифицированных водки, вина и коньяка. А это значит, что покой им может только сниться.
Глеб МЕЛЬНИЧЕНКО, заместитель начальника отдела госслужбы по борьбе с экономической преступностью УМВД, капитан милиции:
— Мешает несовершенное законодательство. Надо усилить ответственность за оборот фальсификата, поскольку не только огромный экономический ущерб наносится государству, но и создается реальная угроза жизни и здоровью граждан. В ряде случаев за одно и то же нарушение предусмотрена уголовная и административная ответственность без каких-либо отличий. Эту коллизию следует устранить.
Елена ФЕДОРЧУК, экономист:
— Наверное, надо больше проводить рейдов налоговикам и милиции. Порой и торговые закупщики не знают, что перед ними фальсификат. А может быть, делают вид, что не знают, так как экономически выгодно торговать дешевым товаром.
Наталья КОСТИНА, социальный работник:
— Покупателю подакцизных товаров надо держать ухо востро. Лично я алкогольные напитки приобретаю в фирменных магазинах. К дешевому вину и водке, особенно на рынке, отношусь с предубеждением.
Александр РЕПКИН, офицер запаса:
— Фальсификат всегда был и будет. Как только появились деньги, так стали чеканить и фальшивки. То же самое можно сказать об алкоголе. Всегда найдутся люди, которые захотят на этом заработать.
Владимир Павлович, водитель:
— О случаях обнаружения фальсификата все наслышаны. Но в то же время за это никто не получил реального срока. Это ослабляет борьбу с таким видом теневой экономики.
Александр Владимирович, медицинский работник:
— Любителям алкогольных напитков надо быть более разборчивыми, не травить себя подделкой. Мы вспоминаем о здоровье, когда уже заболеем. А ведь ясно, что для этого не надо быть медиком, что предупредить болезнь легче, чем вылечить. Будьте, мужики, осмотрительнее при распитии алкоголя.
Николай ГОРЕЛКИН, преподаватель:
— Нужны совместные усилия правоохранительных органов и граждан. Сколько раз видишь, что на рынках вдруг закрываются ларьки. Оказывается, начинается проверка. Но именно возле этих торговых точек, где более дешевый товар, в том числе и акцизный, обычно толпятся покупатели. А может быть, надо отказаться от таких «услуг» и не покупать, скажем, дешевую водку?