Казачество в Украине: возникновение и развитие

Феномен казачества интересен по целому ряду причин. В этом явлении сплелись и восточные традиции, и западноевропейское влияние, стремление людей найти новую жизнь, обрести счастье на неосвоенных до этого землях, и алчность разбойничьих набегов. Жестокая борьба с Польшей и Литвой, Турцией и крымским ханством, Российским государством и заключение дружественных союзов с ними же. Противоречивость трактовок казачества как явления приводила и приводит как профессиональных исследователей, так и просто интересующихся этой темой к прямо противоположным оценкам.Впервые мы встречаем упоминание о казаках в конце XV века. Причем вначале становятся известны татарские войска, называвшиеся «казаками» (1469 год), ордынские казаки (1492 год), азовские казаки. Крымские татары, согласно договору хана Менгли-Гирея с Иваном Грозным, делились на три сословия — уланы, князья и казаки. При этом казаки представляли собой самое низшее сословие. Отметим, что первоначально казаками назывались татары.

Документальное свидетельство о существовании украинских казаков в первый раз встречается в 1499 году в уставной грамоте великого князя литовского Александра, данной киевскому войту и мещанам о воеводских доходах.

Таким образом, возникнув как чисто восточное явление, казачество постепенно распространилось в Европу, приведя к появлению феномена, когда казаки украинские шли походом на казаков татарских и наоборот.

Чем же было вызвано появление первых украинских казаков? Причин тут несколько, и все они сыграли свою роль. Во-первых, в XV веке территория современной Украины была поделена между Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией и Россией. Возникновение запорожского казачества было довольно удачной попыткой создания настоящей средневековой республики — альтернативой монархическим или олигархическим режимам упомянутых выше стран. При этом Запорожская Сечь была ответом на продолжавшееся преследование со стороны Польши. Это прежде всего национальный гнет — полонизация. В одном из наиболее крупных городов Украины — Львове — украинцев не допускали в цеха (объединения ремесленников), ограничивали в правах на торговлю сукном, спиртными напитками и в должностях в местном управлении. К национальному гнету добавлялся также гнет религиозный — запрещалось публичное совершение православных обрядов. Не случайно поэтому, что все прибывающие на Сечь должны были принять православие.

Второй немаловажной причиной было усилившееся с XV века давление на крестьян со стороны феодалов. Посланец немецкого императора С.Гербертштейн с удивлением замечал, что в Литве, кроме уплаты довольно значительного оброка, крестьяне вынуждены шесть дней в неделю работать на своих панов. Немногим лучше ситуация складывалась и на территории Польши. Все это заставляло крестьян убегать целыми семьями на неосвоенные пока еще земли нижнего Поднепровья. Эти плодородные земли были пригодны как для земледелия, так и для скотоводства, но главное — они были свободными. Еще одним из богатств края была рыба. Французский инженер Боплан в своем «Описании Украины» сообщал, что казаки за один раз доставали из сети более 2 тысяч рыбин, самая маленькая из которых была не менее фута (34 см).

Но на новых землях переселенцы сталкивались с новой опасностью, даже более грозной, чем польская шляхта. С конца XV столетия нападения турок и татар на Восточную Европу стали настоящим бедствием для всех без исключения стран и народов. В. Голобуцкий отмечает, что жестокость татар не имела границ. Они без жалости убивали старых и молодых, грабили и сжигали поселения, вытаптывали посевы. В Кафу (современная Феодосия) нескончаемой рекой текли пленники. Удивленный таким потоком невольников, сборщик налогов в Кафе спрашивал литовского посла: «Откуда берется такое количество людей и остались ли вообще еще люди в Украине?» Дальнейшая судьба пленников была такой, что многие считали за лучшее умереть.

И если феодалы во время набегов могли отсидеться за толстыми стенами замков, то простые люди оставались беззащитными перед этой угрозой. Казачество стало единственной возможностью защититься от ежегодных опустошающих набегов. В 1508 году одна часть казаков под начальством брацлавского и виленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромила наголову отряд татар, грабивших пограничные области Литовской Руси; другая часть казаков под начальством «славного козака Полюса-русака» разбила другой отряд татар. В 1512 году казаки вместе с поляками участвовали в погоне за татарской ордой, ворвавшейся в южные пределы Литовского великого княжества. Начальниками над казаками и поляками были князь Константин Острожский и каменецкий староста Предслав Ляндскоронский.

Итак, начиная с XVI века на мировой арене появляется новое политическое и социальное явление, названное запорожским казачеством. Начиная с 40-х годов казаки укрепляются за днепровскими порогами, возводя на островах укрепления. Одними из первых земляные укрепления были возведены на острове Томаковка. Затем были освоены острова Хортица, Малая Хортица и Базавлук. Впоследствии были известны также Микитинская, Чортомлыцкая, Алешковская и Каменская сечь.

Состав запорожских казаков был самым разнородным. Польский посланец Пясочинский в 1601 году отмечал, что среди запорожцев были «и поляки, и московиты, и волохи, и турки, и татары, и евреи, и вообще люди разных языков». Д.И.Яворницкий писал, что существовало пять необходимых условий для того, чтобы стать казаком. Нужно быть свободным, не иметь семьи (то есть быть одиноким), знать украинский язык, быть православным и иметь по меньшей мере семилетний воинский опыт на Запорожье. И действительно, многие из этих требований были обязательными. Так, на Сечь был строго запрещен вход женщинам.

Каждый принимаемый в казаки входил в определенный курень. При этом он должен был иметь саблю, рушницу и запас пороха и свинца. Главная власть на Запорожье принадлежала войсковому совету. В него входили все без исключения казаки, и собирался он по всем важным вопросам. Войсковое руководство также избиралось на этом совете. В него входили кошевой атаман, судья, писарь и есаулы. Голосования, в нашем понимании этого слова, на совете не было. Казаки выражали свое отношение к рассматриваемым вопросам громкими криками, подкидывая шапки в воздух. Побеждала та сторона, к которой принадлежало явное большинство. Если же партии были равны, то нередко доходило до острой борьбы. В казацком войске были свои реликвии под общим названием клейноды. К клейнодам относились булавы, бунчуки, печати, хоругви, бубны, трубы, а также вся артиллерия.

В постоянной борьбе с врагами запорожцы создали самобытное воинское искусство и были весьма умелыми и отважными воинами. Турецкий летописец Найма (XVII век) так высказывался о казаках: «Нельзя найти на земле более храбрых людей, которые так мало беспокоились бы за свою собственную жизнь и так мало боялись бы смерти». Сражаясь в основном в пешем строю, запорожцы были весьма искусны в возведении полевых укреплений. Для этого, собираясь в поход, они обязательно брали лопаты, мотыги и другой шанцевый инструмент. Осматривая казацкий лагерь в 1638 году, польские шляхтичи очень удивлялись количеству военных хитростей и укрытий.

Так, в постоянных военных походах создалось чрезвычайно самобытное явление — украинское казачество. Оно оказало свое влияние не только на развитие украинского этноса, но и на политические и социальные отношения во всей Восточной Европе.

Другие статьи этого номера