Какой бы острый вопрос ни обсуждался городским советом старейшин, не было случая, чтобы на заседании взяли верх эмоции. Сдержанность в оценке любой ситуации объясняется тем, что за плечами членов совета большой опыт политической и административно-хозяйственной работы. Среди них бывшие председатели горисполкома и райисполкома, директора предприятий, секретари парткомов. Эти люди знают цену слова и всегда следуют народной мудрости, предостерегающей от импульсивных выводов и действий. И все же при рассмотрении вопроса о работе управления жилищного хозяйства с жалобами и заявлениями граждан старейшины были достаточно категоричны в своих заявлениях. Накипело. В цифрах выполнение закона «Об обращениях граждан» выглядит так. За прошлый год в управление жилищного хозяйства от горожан поступило 3674 письма. Треть из них — коллективные. Чаще всего обращались по вопросам ремонта кровель и зданий, центрального отопления. О том, насколько эффективным было реагирование на письма, свидетельствует следующее. По каждому третьему письму принимались конкретные меры. 745 граждан вынуждены были обращаться по одному и тому же вопросу повторно, а 255 — трижды. Но и в этих случаях только тридцать процентов просьб удовлетворялось. В установленный законом срок не были приняты меры по письмам жильцов дома 34 по улице Корчагина и дома 16 по улице Юмашева о плохом отоплении, по письмам жильцов дома 10 по улице Героев Севастополя по вопросу ремонта здания. Детальная проверка работы с письмами в РЭП-3, РЭП-5 и РЭП-10 показала, что волокиту порождает не только недостаток в управлении жилищного хозяйства финансовых средств, но и слабая организаторская работа, неразвитая производственная база, не позволяющая оказывать услуги квартиросъемщикам и таким образом зарабатывать деньги.
Начальник управления жилищного хозяйства Геннадий Плотников в своем выступлении согласился с членами совета старейшин, убежденными в том, что существующая структура обслуживания жилого фонда исчерпала себя и ее реформирование является неизбежным и снимается с повестки дня даже с учетом увеличения финансирования на ремонт жилья и передачи рэпов в оперативное подчинение районным госадминистрациям. Чтобы покрыть убытки, управлению жилищного хозяйства, по оценке Геннадия Плотникова, нужны дотации из местного бюджета в размере почти 4 миллионов гривен. Он посчитал также необходимым повышение тарифа на обслуживание квадратного метра жилья с сегодняшних 23 копеек до 31 копейки. В этом случае рэпы выйдут на себестоимость затрат.
Преддверием грядущего реформирования жилищно-коммунальной сферы можно считать разработку нового положения об УЖХ, а также создание условий для прихода в эту сферу частника, который породит конкурентную среду и положит начало рынку услуг. Геннадий Плотников считает необходимым предоставление рэпам права сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в жилых домах. Пока этим правом распоряжается управление коммунального имущества, и арендная плата, минуя рэпы, поступает в местный бюджет. При всей целесообразности предложения Плотникова можно предположить, что пробить новый порядок аренды будет достаточно сложным делом.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства пробуксовывает несколько лет. Разрешение накопившихся проблем по содержанию и обслуживанию жилого фонда спущено в самый низ и приводит к затяжным конфликтам между рэпами и жильцами. Рынок со всеми его преимуществами и недостатками уже проявил себя в промышленности, строительстве, торговле, в кредитно-банковском деле, а жилищно-коммунальная сфера продолжает оставаться анклавом — замкнутой территорией, на которой продолжают действовать законы и понятия прошлого.
Совет старейшин принял решение, направленное на улучшение работы с письмами и обращениями граждан. Они уже почти разуверились в возможности установления деловых партнерских отношений с ремонтно-эксплуатационными предприятиями, которые ассоциируются у нас с устоявшимся годами образом необязательного слесаря-сантехника Васи.
Лев БЛЕСКИН.