Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Долгое эхо войны

После находки немецкой донной мины LMB, доставленной в жилой район, и гибели при демонтаже ее ловушки двух человек город всю первую неделю февраля жил в состоянии, близком к шоку. Была опасность взрыва оставшегося в...

После находки немецкой донной мины LMB, доставленной в жилой район, и гибели при демонтаже ее ловушки двух человек город всю первую неделю февраля жил в состоянии, близком к шоку. Была опасность взрыва оставшегося в мине боевого заряда эквивалентного по разрушительной силе тонне тротила. Только благодаря умелому руководству председателя городской госадминистрации операцией по разминированию, бесстрашию и мастерству саперов беду удалось предотвратить. Командиру группы разминирования капитану Виталию Чепляке присвоено звание подполковник, крановщику главному корабельному старшине Юрию Шахову — звание старший прапорщик, а сержант контрактной службы Вячеслав Бабчук стал прапорщиком. Здесь уместно назвать имена тех, кто за разгадывание секрета подобных LMB адских орудий смерти, снабженных множеством хитроумных ловушек и взрывателей, жизнью поплатился в начале войны. Это черноморцы Иван Иванов, Борис Лишневский, Иосиф Ефременко и Семен Богачек. Они были награждены орденом Красного Знамени посмертно.Прошло всего полтора месяца с того дня, когда немецкую мину подорвали на полигоне, а в городе и его окрестностях продолжают находить взрывоопасные предметы времен войны. Только с 15 по 21 марта были ликвидированы 22 мины, 11 снарядов и 250-килограммовая авиабомба. По сведениям специалистов МЧС, саперы будут обеспечены работой еще не одно десятилетие. Косвенным подтверждением этого является обнаружение при земляных работах на мысе Хрустальном… пушечного ядра Крымской войны. Оно взорвалось в руках рабочего, который получил тяжелые травмы. Оказывается, что при долгом нахождении в земле в порохе, тротиле образуются соли, которые при перемещении боеприпаса приводят к взрыву. В связи с этим надо проявлять особую осторожность при нахождении мин, бомб, снарядов и даже ядер и не трогать их, а немедленно сообщать об этом в МЧС.

Земля и акватории бухт Севастополя продолжают таить в себе большое количество боеприпасов времен Отечественной войны. За послевоенное время саперами обезврежено около трех миллионов взрывоопасных предметов — от патрона до крупнокалиберной авиабомбы. А началось их обезвреживание с первого дня освобождения Севастополя. Вот какие сведения содержатся в отчете, составленном командиром 7-й инженерно-саперной бригады гвардии подполковником Владимиром Бесценным в мае 1944 года.

После прорыва частями 4-го Украинского фронта оборонительных рубежей противника на Сиваше и частями Приморской армии на Керченском полуострове немцы, отходя к Севастополю, минировали дороги, мосты, промышленные объекты. У советского командования были все основания полагать, что Севастополь будет сильно заминирован и подготовлен к полному разрушению. В связи с этим Владимиру Бесценному было приказано составить план работ по сплошному разминированию Севастополя.

Трем батальонам бригады и взводу с собаками, обученными поиску мин, при штурме предписывалось проделывать проходы в минных полях противника. После освобождения Севастополя ставилась задача очистить от взрывоопасных предметов главные улицы, причалы, железнодорожные пути, промышленные объекты, жилые дома. На это отводилось пять дней. Уже 20 апреля был создан городской штаб по разминированию в составе: майора Гринфельда, майора Курцхалия, капитана Захарова, капитана Сергеева, капитана Проскурякова и старшего лейтенанта Лапа. В приказе Бесценного говорилось: «К работе привлечь местное население и обучить его в течение суток. Создать пункты сбора сведений о минировании города. Проверенные дома и улицы сдавать по акту представителям горисполкома. Крупные объекты проверять дважды. Сожженные и разрушенные здания и объекты проверять наравне с уцелевшими».

Еще в ходе боев на подступах к городу саперами бригады было обезврежено 1520 противотанковых и 6505 противопехотных мин, наведено два моста через речку Черную. 9 мая саперы вошли в город вместе со штурмовыми группами. В районе панорамы они ликвидировали боевое заграждение из 102 противопехотных мин. Первоначальное обследование показало, что к взрыву были подготовлены все уцелевшие объекты: причалы, тоннели, доки, нефтехранилища. Только 9, 10 и 11 мая городской штаб принял 164 заявки на разминирование. Их, в частности, подали Коваленко с улицы Охотской, секретарь горкома компартии Гордынов. Домковский, живший на улице Килен-балка,16, не только сообщил о подрывных зарядах в тоннеле и в железнодорожной насыпи, но и участвовал в их обезвреживании. Всего на разминировании работали 212 севастопольцев.

О масштабах этой смертельно опасной работы свидетельствует следующее. К 585 заготовленным заранее указателям «Мины» и «Проверено. Мин нет» потребовалось еще 400. За короткий срок было обследовано 40 квадратных километров городской территории. На каждом из них было найдено по 90 различных зарядов. За несколько дней мая было обезврежено 116 тонн взрывоопасных предметов. Вот несколько документально зафиксированных в мае 1944 года фактов.

В вагонном депо саперы нашли два фугаса из авиабомб по 1000 кг и еще один фугас из 200-килограммовой бомбы и 6 мин. Их установили на огневой способ подрыва. При обследовании 47 вагонов, стоящих на путях, выяснилось, что они должны были взорваться при амортизации рессор во время трогания состава с места. Четыре подрывных заряда находилось под опорами железнодорожного моста в Южной бухте. Заминированными оказались и два тоннеля. На электростанции саперы извлекли фугас из авиабомбы в 300 кг, который должен был взорваться при разогреве котла.

Под углами дома на улице Советской, где располагалась гидрометслужба, были вкопаны 200-литровые бочки с порошкообразным взрывчатым веществом и химическим взрывателем. В блиндаже на Красной горке, недалеко от того места, где 31 января этого года рванула ловушка донной мины, саперы, к своему удивлению, увидели пианино. Достаточно было приподнять крышку клавиатуры музыкального инструмента, как блиндаж стал бы могилой для тех, кто в нем находился и был поблизости. После разминирования саперы вместе с руководством горисполкома составляли акт, в котором указывалось, что данная территория разминирована полностью и безопасна для эксплуатации по назначению.

Впереди был еще год войны, и бойцы 7-й инженерно-саперной бригады, выполнив свою задачу, ушли на запад. А разминирование города продолжили флотские саперы, расквартированные на Северной стороне. Их работа оценивалась не только количеством обезвреженных боеприпасов, но и площадью полей, которую можно было использовать для сельхозработ. Даже в шестидесятые годы под Севастополем встречались предостерегающие таблички: «Проход запрещен. Взрывоопасно». Только в 1967 году было обследовано 11 миллионов гектаров территории и около 2 миллионов квадратных километров акваторий бухт. Кстати сказать, на стене Покровского собора на Большой Морской еще в 1980 году была надпись: «Проверено. Мин нет. Ильин». Тогда на публикацию в газете откликнулся этот самый сапер Ильин, живший под Сверд-ловском. К сожалению, надпись забелили при ремонте храма.

Боеприпасы времен войны сохранились не только в земле, но и в бухтах Севастополя. Когда весной 1942 года немцы подошли к Перекопу, со всего полуострова в Севастополь в Юхарину балку стали свозить химические боеприпасы и отравляющие вещества в 200-литровых бочках. Советский Союз еще в 1928 году подписал Женевское соглашение о запрещении использовать химическое оружие и вынужден был скрывать, что оно находится на вооружении армии. Боевые отравляющие вещества планировалось вывезти на Кавказ, но быстрое продвижение противника не позволило сделать это. Тогда решили затопить химические боеприпасы в море. По инструкции их должны были сбрасывать на глубинах более 50 метров.

Для вывоза использовали моторную шхуну «Папанинец». Однако удаление шхуны от берега зависело от погоды и боевой обстановки, поэтому сброс боеприпасов производился в основном в районе Камышовой и Казачьей бухт, по которым противник не мог еще вести прицельного артогня. В первые послевоенные годы приезжающему в город высокому начальству не рекомендовали купаться в этих бухтах. В 1956 году была сделана попытка поднять потопленный в июне 1942 года санитарный транспорт «Грузия», загруженный артиллерийскими снарядами. Их стали извлекать из трюмов, но работы пришлось прекратить. Из снарядов стал истекать удушливый газ. На коже матросов аварийно-спасательной службы образовались язвы, характерные при поражении ипритом. Матросов госпитализировали. По сей день корма «Грузии» покоится на дне Казачьей бухты.

Координаты сброса в море боевых отравляющих веществ не фиксировались, поэтому для их обезвреживания или хотя бы для определения их состояния необходимо производить масштабное обследование акваторий бухт. Захоронение боеприпасов производилось не только в экстремальной ситуации, но и в послевоенное время, так сказать, в плановом порядке, когда заканчивался срок хранения этих боеприпасов. Делалось это в связи с тем, что в Советском Союзе не было технологии и оборудования для утилизации взрывчатых веществ. Нет ее в странах СНГ и сейчас, поэтому Украине приходится обращаться за помощью в Германию, Канаду для решения вопроса утилизации, которая является достаточно дорогостоящей, и на нее у нас нет средств, а есть только государственная программа обезвреживания боеприпасов.

Город постепенно меняет свой облик, присущий военно-морской базе. Усилия власти направлены на то, чтобы Севастополь стал культурно-историческим и туристическим центром. Можно надеяться, что эта цель будет достигнута, но пройдет еще немало времени, когда от двух столетий милитаризации города останется след только в музеях. Материалы расследования, проведенного прокуратурой в связи с немецкой донной миной LMB, свидетельствуют о том, что она не является последней из тех полутора сотен, которые были сброшены на фарватеры в первые дни войны.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ